Родной язык 1-4 кл

Аннотация к рабочим программам «Родной (русский язык) 1-4 классы»
Рабочие программы по родному (русскому) языку для обучающихся 1- 4
классов составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования».
Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса
русского языка, и направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования по русскому языку,
заданных федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время
цели курса Родного (русского) языка в рамках образовательной области «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную
дополнительным характером курса.
В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение
следующих целей:
- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому
языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к
культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- формирование первоначальных представлений о национальной специфике
языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц
с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного
языка и русском речевом этикете;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых
единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей
картины мира, отражѐнной в языке;
- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие
потребности к речевому самосовершенствованию;
- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому
языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Общая характеристика учебного предмета «Родной (русский) язык»
Русский язык является государственным языком Российской Федерации,
средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение
русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству
русской культуры и литературы. Родной язык связывает поколения, обеспечивает
преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Родной язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании

самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и
передачи информации, культурных традиций и истории.
Высокий уровень владения родным языком определяет способность
аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной
деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли
других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей ребѐнка, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной
учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому
родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как
живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и
стабильности как одной из основных характеристик литературного языка. Курс имеет
практико-ориентированный характер.
Целевыми установками данного курса являются:
- совершенствование у младших школьников как носителей языка
способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
- изучение исторических фактов развития языка;
- расширение представлений о различных методах познания языка (учебное
лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
- включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает
содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о
происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный
блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа,
сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и
специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее
наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и
навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях;
формирование первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям
современного русского литературного языка и совершенствование умений
пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение
культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного
языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к
использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием
четырѐх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных
навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно
участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил
речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока
является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать

предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функциональносмысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Содержание программы представлено следующими разделами:
1. планируемые результаты освоения учебного предмета;
2. содержание учебного предмета;
3. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
Место курса в учебном плане
На изучение родного (русского) языка в начальной школе отводится 36 часов
за весь курс. В 1 классе – 16,5 часов, во 2 классе – 17 часов, в 3 классе – 17 часов, в 4
классе – 17 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(42443) 94-3-10

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».