Окружающий мир 1-4 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Восточное»

Приложение № 1
К содержательному разделу ООП
НОО МБОУ «ООШ с. Восточное»
Утверждено приказом
директора школы
от 31.08.2019 № 34

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»
(базовый уровень)
начальное общее образование
1-4 классы

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
1 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
– первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного
гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определѐнному
этносу;
– умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в
отношении своей Родины;
– первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ
Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных
народов);
– представления о своей семье и своей малой Родине;
– первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением
времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе
представлений о развитии техники, в том числе электронной;
– представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым
к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и
др.);
– положительное; отношение к школе и учебной деятельности;
– первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное
отношение к природе и окружающему миру в целом;
– эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
– этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с
другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
– потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при
выполнении совместных заданий;
– первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление
потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в
быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну,
правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
– бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом
людей разных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
– понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
– сохранять учебную задачу урока (воспроизводить еѐ в ходе урока по просьбе учителя);
– выделять из темы урока известные знания и умения;
– планировать своѐ высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);
– планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная
ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
– проверять выполнение работы по алгоритму;
– осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
– фиксировать в конце урока удовлетворѐнность/неудовлетворѐнность своей работой на
уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим
успехам/неуспехам.

Познавательные
Обучающийся научится:
− понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для
передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
− находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов,
иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
−понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
− понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную
информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;
− анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
−проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
−устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
−строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в
соответствии с возрастными нормами;
− проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем,
подготовке сообщений и пр.;
− располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного
времени «раньше — теперь».
Коммуникативные
Обучающийся научится:
−включаться в диалог с учителем и сверстниками;
−формулировать ответы на вопросы;
− слушать партнѐра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на
полуслове, вникать в смысл того, о чѐм говорит собеседник;
−договариваться и приходить к общему решению;
−излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения;
− интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками,
не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
− признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают
другие;
− понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в
паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
− строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учѐтом
возрастных особенностей, норм);
− готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и
пр.) по теме проекта.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
−правильно называть родную страну, родной город (малую родину);
−различать флаг и герб России;
−узнавать некоторые достопримечательности столицы;
−называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
−проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
−проводить опыты с водой, снегом и льдом;
− различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
−различать овощи и фрукты;
−определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
− описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
−сравнивать растения, животных, относить их к определѐнным группам;

−сравнивать реку и море;
−использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
−находить на глобусе холодные и жаркие районы;
−различать животных холодных и жарких районов;
−изготавливать модели Солнца, звѐзд, созвездий, Луны;
−различать прошлое, настоящее и будущее;
−называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
−соотносить времена года и месяцы;
−находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
−объяснять причины возникновения дождя и ветра;
−перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
−мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
−соблюдать правила поведения в природе;
−правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
−подбирать одежду для разных случаев;
−правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
−правильно переходить улицу;
−соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
−различать виды транспорта;
−соблюдать правила безопасности в транспорте.
2 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
− более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как
юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской
Федерации — русского языка;
− представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности
(в природе и обществе);
− представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре
разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды,
традиционных занятий и праздничных обычаев;
− овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе
представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
− понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция
школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
−познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания так и
умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
− представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их
последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим
людям;
− эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных
сооружений городов России и разных стран;
− этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в
семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия,
взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
− способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия
при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
− установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и
работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного
поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

− бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей
между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек,
осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых
ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
− понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
− сохранять учебную задачу урока (воспроизводить еѐ на определѐнном этапе урока при
выполнении задания по просьбе учителя);
−выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
− планировать своѐ высказывание (выстраивать последовательность предложений для
раскрытия темы);
−планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
− фиксировать в конце урока удовлетворѐнность/неудовлетворѐнность своей работой на
уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим
успехам/неуспехам;
− оценивать правильность выполнения заданий;
− соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
− контролировать и корректировать своѐ поведение по отношению к сверстникам в ходе
совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
−понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих
тетрадях для передачи информации;
− находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для
выполнения заданий, из разных источников;
− использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемырисунки;
− понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную
информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
− анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением
отличительных признаков;
−классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
− сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему
виду);
−осуществлять синтез объектов при работе со схемами, аппликациями;
−устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
− строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в
соответствии с возрастными нормами;
− проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков,
рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
− моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в
природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
− включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

−формулировать ответы на вопросы;
− слушать партнѐра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на
полуслове, вникать в смысл того, о чѐм говорит собеседник;
−договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
− высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в
соответствии с возрастными нормами);
− поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
− признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают
другие;
− понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять
роли при выполнении заданий;
− строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учѐтом
возрастных особенностей, норм);
−готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
−составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты Обучающийся научится:
−находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
− называть субъект Российской Федерации, в котором находится город, где живут
учащиеся;
−различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
−приводить примеры народов России;
−сравнивать город и село, городской и сельский дома;
−различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
−оценивать отношение людей к окружающему миру;
−различать объекты и явления неживой и живой природы;
−находить связи в природе, между природой и человеком;
−проводить наблюдения и ставить опыты;
−измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
−определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
−сравнивать объекты природы, делить их на группы;
−ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
−находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
−соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
−различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
− прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
− узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
−различать виды транспорта;
−приводить примеры учреждений культуры и образования;
− определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи
между трудом людей различных профессий;
−различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
−правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
−соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
−различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
−соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
−правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
− оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
−приводить примеры семейных традиций;
− соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила
культурного поведения в школе и других общественных местах;

−различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
−ориентироваться на местности разными способами;
−различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
−различать водные объекты, узнавать их по описанию;
−читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
−находить и показывать на глобусе и карте мира материки океаны;
− различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической
карте мира разные страны.
3 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
− овладение основами гражданской идентичности личности форме осознания «Я» как
гражданина России, знающего и любящего еѐ природу и культуру;
−проявление чувства гордости за свою Родину;
− формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе
знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, том числе
стран зарубежной Европы;
− целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через
последовательное рассмотрение взаимосвязей окружающем мире, в том числе в природе, между
природой и человеком, между разными странами и народами;
− уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на
основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного
в политическом устройстве государств;
− формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной
жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
− внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца
ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной
среде и социуме;
− осознание личностной ответственности за свои поступки, том числе по отношению к
своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
− эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии,
знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов
России и разных стан мира;
− этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его
душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
− способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстника-ми в разных социальных
ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении
правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим,
бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе
проектной и внеурочной деятельности;
− установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов
человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме,
на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в
повседневной жизни;
− мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к
материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
− понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнѐнную
учителем;
−сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить еѐ в ходе
выполнения работы на различных этапах урока);
−выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
− планировать своѐ высказывание (выстраивать последовательность предложений для
раскрытия темы, приводить примеры);
−планировать свои действия в течение урока;
− фиксировать в конце урока удовлетворѐнность/неудовлетворѐнность своей работой на
уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к
своим успехам/неуспехам;
− оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для
самопроверки» и критерии, заданные учителем;
−соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
− контролировать и корректировать своѐ поведение с учѐтом установленных правил;
−в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
− понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для
передачи информации;
− выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и
научно-познавательной);
− использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и
схемы для решения учебных задач;
− понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную
информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
− анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с
выделением отличительных признаков;
−классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
−сравнивать объекты по различным признакам;
− осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота
воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
−устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
−строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в
соответствии с возрастными нормами;
− проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков,
условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
− моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в
природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
− включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем
и вопросов;

−формулировать ответы на вопросы;
− слушать партнѐра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на
полуслове, вникать в смысл того, о чѐм говорит собеседник;
−договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
−высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
− проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнѐра
в общении;
−признавать свои ошибки, озвучивать их;
− употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не
хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
− понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении
заданий;
− строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учѐтом
возрастных особенностей, норм);
−готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
−составлять рассказ на заданную тему;
− осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
− продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов всех его участников.
Предметные результаты Обучающийся научится:
− осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
−находить на карте страны — соседей России и их столицы;
−определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
− осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного
отношения к природе;
− различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать
проявления внутреннего мира человека;
−различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
− проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
− исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать
круговорот воды в природе;
− классифицировать объекты живой природы, относя их к определѐнным царствам и
другим изученным группам;
− пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
− обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с
помощью схем, моделей;
−пользовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
−приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
− использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для
поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
− устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов
человека;
− использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для
сохранения и укрепления своего здоровья;
−оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
−вырабатывать правильную осанку;
− выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
− понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие
правила;
−правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

− соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки
разных групп, следовать их указаниям;
− понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую
опасность и избегать еѐ;
−соблюдать правила безопасного поведения в природе;
− понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической
безопасности в повседневной жизни;
−раскрывать роль экономики в нашей жизни;
− осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека,
необходимость бережного отношения к природным богатствам;
4 класс
Личностные результаты
Освоение учебного курса «Окружающий мир» нацелено на достижение личностных
результатов начального образования, а именно:
− на формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
− на формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
− на формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
−на овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
− на принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
− на развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
−на формирование эстетических потребностей, ценностей чувств;
− на развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
− на развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
− на формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты
Освоение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении
метапредметных результатов начального образования, таких, как:
− овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств еѐ осуществления;
−освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
− формирование умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;

− формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
−освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
− использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов процессов, схем решения учебных и практических задач;
− активное использование речевых средств и средств ин-формационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
− использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
− овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
− готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения
− права каждого иметь свою, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий;
− определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль
в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение окружающих;
− овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
− овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
− умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты
Выпускник научится:
– узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их существенные признаки;
– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов
природы;
– проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя
простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
– следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений
и опытов;
– использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в
том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на
вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
– использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,
определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и
компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
– использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или
описания свойств объектов;

– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного
отношения к природе;
– определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для
сохранения и укрепления своего здоровья.
– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира
Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события
с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
– используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу
жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные
исторические факты от вымыслов;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья,
группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других
людей и сопереживания им;
– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую
литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы,
объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и
видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие
презентации по результатам наблюдений и опытов;
– моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием
виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за еѐ
сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор
мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения
здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде,
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания
окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации.
– осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными
группами;
– ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и
настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство
исторической перспективы;
– наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации,
социума, этноса, страны;
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорѐнности
и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной
обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности

В информационной образовательной среде;
– определять общую цель в совместной деятельности и пути еѐ достижения;
договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Человек и природа
Окружающий мир, его многообразие. Способы и средства познания окружающего мира.
Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Представление о времени и
его течении. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели, времѐн года,
месяцев.
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и
предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Явления природы. Примеры
природных явлений: смена времѐн года, снегопад, листопад, перелѐты птиц, смена времени
суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Разнообразие звуков в окружающем мире; причина
возникновения и способ распространения звуков. Радуга — украшение окружающего мира,
цвета радуги, причины возникновения радуги.
Связи в окружающем мире: между неживой и живой природой, между растениями и
животными, между человеком и природой. Изображение связей с помощью моделей. Вещество
— это то, из чего состоят все природные объекты и предметы.
Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода,
природный газ. Твѐрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами,
жидкостями, газами.
Звѐзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего
живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Луна —
спутник Земли. Освоение человеком космоса; достижения нашей страны в космических
исследованиях.
Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их
названия, расположение на глобусе и карте. Холодные и жаркие районы Земли, особенности их
природы. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности.
Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена
года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина
смены времѐн года. Смена времѐн года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, еѐ составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение
за погодой своего края. Измерение температуры воздуха с помощью термометра. Предсказание
погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование
человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений,
животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, еѐ распространение природе, значение для живых
организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Мир камней, его разнообразие и красота. Горные породы и минералы. Полезные
ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным
ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, еѐ состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые
растения. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые
для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Особенности дыхания и питания растений.
Размножение и развитие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные
растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и несъедобные
грибы. Правила сбора грибов, бережное отношение к ним.
Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Земноводные,
пресмыкающиеся и другие группы животных (по выбору). Условия, необходимые для жизни
животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных
(растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепи питания. Размножение и
развитие животных (на примере насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц,
зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на
основе наблюдений.
Лес, луг, водоѐм — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода,
почва, растения, животные). Круговорот веществ. Природное сообщество и взаимосвязи нѐм:
растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян
растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края
(2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные
условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и
эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние
деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана
природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, еѐ
значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в
охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное природное наследие. Бережное отношение к природному наследию
человечества — долг всего общества и каждого человека.
Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3
примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная,
пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека,
частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и
здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с
ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг
с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные
ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как
складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о

вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных
национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения
прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека, общее представление о
человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Имена, отчества и фамилии членов семьи.
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи
взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Семейные
традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи.
Хозяйство семьи. Предметы домашнего обихода, их разнообразие. Вещи как хранители
семейной памяти. Бережное отношение к вещам. Путь воды от природных источников до
жилища людей, способы экономии воды в быту. Общее представление о способах выработки
электроэнергии и доставке еѐ потребителям. Бытовые электроприборы, их роль в жизни
современного человека. Способы экономии электроэнергии в быту. Одежда в прошлом и
теперь. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и назначения
(деловая, спортивная, рабочая, домашняя и др.).
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Роль
учителя в духовно-нравственном развитии и воспитании личности школьника. Классный,
школьный коллектив, совместная учѐба, игры, отдых. Режим дня школьника, составление
режима дня.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других
общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским
языком, помощь им ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Экономика, еѐ
составные части (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля) и
связи между ними. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный
бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие
экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач
общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни
человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Профессии людей.
Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Наземный, воздушный и водный транспорт. Транспорт города или села. Общественный
транспорт. Правила пользования транспортом. Общее представление об истории развития
транспорта, в том числе об истории появления и усовершенствования велосипеда. Устройство
велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, детский
трѐхколѐсный и др.).
Роль компьютера в современной жизни. Средства связи: почта, телеграф, телефон,
электронная почта. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения
духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание
понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России:
Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн
России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон
Российской Федерации. Права ребѐнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. От-ветственность главы
государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности
и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год,
Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День

России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката
или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь,
Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой
(основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на
карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник
Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Города Золотого кольца России (по выбору).
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие,
ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии,
культуре, истории.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика):
название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.
Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов,
проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные
сведения из истории родного края.
История — наука о прошлом людей. Исторические источники. Счѐт лет в истории.
Историческая карта.
История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство,
Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовнонравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся
люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории
и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран и народов на Земле.
Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица,
главные достопримечательности.
Представления об эпохах в истории человечества: первобытная история, история
Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени.
Памятники истории и культуры — свидетели различных эпох в истории человечества.
Всемирное культурное наследие. Бережное отношение к культурному наследию
человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека
за сохранение и укрепление своего здоровья. Режим дня школьника, чередование труда и
отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как
условие сохранения и укрепления здоровья.
Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лѐгких травмах (ушиб,
порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, основные
дорожные знаки. Правила безопасности при использовании транспортных средств, в том числе
при езде на велосипеде.
Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом,
электричеством и электроприборами, водой. Правила безопасности при использовании
компьютера, мобильного телефона. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях

(балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при
контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе, в том числе в лесу, на воде. Правила
безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой
фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого
человека.
Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»
1 класс (66 ч.)
Количество
Содержание курса
часов
Введение
1
Что и кто?
20
Как, откуда и куда?
12
Где и когда?
11
Почему и зачем?
22

№
1
2
3
4
5

2 класс (68 ч.)
№

Содержание курса
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Где мы живѐм?
Природа.
Жизнь города и села.
Здоровье и безопасность.
Общение.
Путешествия.

Количество
часов
5
19
10
9
7
18

3 класс (68 ч.)
Количество
часов

№

Содержание курса

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Как устроен мир.
Эта удивительная природа.
Мы и наше здоровье.
Наша безопасность.
Чему учит экономика.
Путешествие по городам и странам.

6
18
10
7
12
15

4 класс (68 ч.)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Содержание курса
Земля и человечество.
Природа России.
Родной край – часть большой страны.
Страницы всемирной истории.
Страницы всемирной истории Отечества
Современная Россия.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Количество
часов
10
11
12
5
21
9

СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868575787
Попова Татьяна Эдуардовна
С 17.03.2021 по 17.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(42443) 94-3-10

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».