ИЗО 5-7 классы

Аннотация к рабочей программе предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся 5-7 классов
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 5-7
классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования». на основе следующих документов и материалов:
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ;
Приказа Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «О федеральном
перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
на основе авторской программы под редакцией Б. М. Неменского
«Изобразительное искусство» 1-9 классы
Цель программы: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как
формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы
самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи программы:
- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на
прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством
формирования художественных знаний, умений и навыков.
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия
визуального образа реальности и произведений искусства; освоение художественной
культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных
ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирования способности к самостоятельным
действиям в состоянии неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры
как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в его
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной
культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития
умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию
визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.
Содержание программы представлено следующими разделами:
1. планируемые результаты освоения учебного предмета;
2. содержание учебного предмета;

3. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы, с учѐтом рабочей программы воспитания.
Место курса в учебном плане
На изучение предмета «ИЗО» выделяется 35 часов в год в 5 классе, 35 часов в год
в 6 классе, 35 часов в год в 7 классе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты 5-7 классов:
Социально-значимые понятия:
1) осознание российской гражданской идентичности;
2) готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
3) ценность самостоятельности и инициативы;
4) наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом.
Позитивные ценностные отношения и социально значимые навыки, умения и
способности:
1) Патриотизм:
- посильное участие в делах своей семьи, родного края, России;
- межнациональное общение в духе дружбы, равенства и взаимопомощи народов;
2) Гражданское воспитание:
- способность вести диалог, находить конструктивные выходы из конфликтных
ситуаций;
- готовность прийти на помощь человеку;
- этические правила отношений с противоположным полом, со старшими и
младшими;
3) Приобщение к культурному наследию:
- систематическое чтение как средство познания мира;
- соблюдение языковой культуры;
4) Популяризация научных знаний:
- расширение знаний об устройстве мира и общества;
- готовности к саморазвитию и самообразованию.
Метапредметные результаты 5 классов:
1) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
2) умение самостоятельно оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
3) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной, познавательной и творческой деятельности;
4) смысловое чтение;
5) освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов,
учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную
научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные);
6) способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
7) готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности
и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками,

к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
8) овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных
текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и
ее целевой аудитории.
Метапредметные результаты 6 классов:
1)
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы;
2)
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
3)
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации;
4)
развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем;
5)
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
6)
освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в
нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных
учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности),
учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные
действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
7)
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике;
8)
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
9)
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом
назначения информации и ее целевой аудитории.
Метапредметные результаты 7 классов:
1) умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
4) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее — ИКТ);
5) освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов,

учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную
научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные);
6) способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
7) готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности
и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками,
к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
8) овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных
текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и
ее целевой аудитории.
Предметные результаты 5 классов:
Обучающийся после завершения курса изобразительного искусства научится:
• характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение
традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать
декоративные изображения на основе русских образов;
•раскрывать смысл народных праздников и обрядов, их отражение в народном искусстве и
в современной жизни;
• создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
• определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
• создавать самостоятельные варианты орнаментального построения композиции с опорой
на народные традиции (вышивки, росписи);
•создавать эскизы народного традиционного (праздничного) костюма, его отдельных
элементов в цветовом решении;
•умело пользоваться языком декоративноприкладного искусства, принципами
декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для
данного возраста уровне);
•выстраивать декоративные, орнаментальные композиции по мотивам народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе
ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
• создавать декоративные стилизованные изображения на основе природных мотивов;
•владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы,
объѐма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или
объѐмных декоративных композиций;
•характеризовать особенности построения народного орнамента; создавать свои варианты
орнамента, используя народные традиции;
•различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства
•различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов
России;
•находить общие черты в решении формы конструктивных декоративных
изобразительных элементов используемого материала в произведениях народных и
современных промыслов;
•различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России.
Учащийся получит возможность:
• активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные
материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы,
окружающего мира, технологии и др.);
•владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою позицию в
процессе изучения изобразительного искусства;
• различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и своѐ отношение к природе, человеку, обществу; осознавать
общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства.

Предметные результаты 6 классов:
Обучающийся после завершения курса изобразительного искусства научится:
• называть пространственные и временные виды искусства и объяснять различие между
ними;
•классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для
анализа развития искусства;
•создавать художественные образы, используя разные выразительные возможности
художественных материалов;
• создавать плоскостные силуэтные изображения обычных, простых предметов;
•изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических
фигур;
• создавать линейные изображения геометрических тел с натуры, в том числе натюрморт;
•передавать объѐм на плоскости изобразительными средствами (живопись, графика);
•передавать форму, пропорции простых геометрических тел с натуры;
•создавать наброски, зарисовки, краткосрочные рисунки;
•рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве;
•владеть элементарными способами построения композиции как целостного и образного
строя произведения (понимать роль формата и размера изобразительной плоскости,
соотношение целого и детали, значение каждого изображаемого предмета (фрагмента) в
раскрытии замысла композиции);
•использовать в работе разные художественные материалы: краски (гуашь, акварель),
графические материалы (карандаши простые и цветные, тушь, пастель, восковые мелки,
фломастеры и др.), пластилин и глину, готовые объѐмные формы; применять коллажные
техники;
•использовать в качестве средств выражения при создании объѐмных работ соотношения
пропорций, освещение, цветовые отношения (изображения с натуры, по представлению,
по памяти);
•строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
•характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного
искусства, как средство построения объѐма предметов и глубины пространства;
•передавать с помощью света характер формы и настроение в композиции натюрморта;
•владеть опытом создания натюрморта графическими средствами и простой гравюры с
помощью наклеек на картоне;
•выражать в натюрморте собственное настроение и переживания с помощью цвета;
•различать и характеризовать виды портрета;
• понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
• пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
• видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер
освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по
памяти;
•называть имена выдающихся русских и зарубежных художников-портретистов и
определять их произведения.
Учащийся получит возможность:
• понимать специфику изображения в полиграфии;
• различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.;
• различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое,
живописное, компьютерное, фотографическое);
•называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII—XIX веков;
•называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры
русских художников XVIII—XIX веков;
• называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять
скульптурные памятники

•применять творческий опыт разработки художественного проекта — создания
композиции на определѐнную тему.
Предметные результаты 7 классов:
Обучающийся после завершения курса изобразительного искусства научится:
• владеть приѐмами передачи наблюдательной перспективы и ритмической организации
плоскости изображения в композиции;
• различать основные средства художественной выразительности в изобразительном
искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
• характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
• рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании целостного
образа народа и образа национальной истории;
• называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их
наиболее известные произведения;
• высказывать своѐ мнение о роли монументальных памятников в жизни общества;
• рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой
Отечественной войны;
•описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли,
посвящѐнные Великой Отечественной войне;
• анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного
искусства XX века;
• владеть культурой зрительского восприятия;
•характеризовать и анализировать основные этапы развития и истории архитектуры и
дизайна;
•понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
•называть особенности архитектурно-художественных стилей разных эпох;
• понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
• различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
• характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве
городской среды;
•представлять
и
использовать
в
практической
деятельности
особенности
формообразования — объѐмные формы в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги,
картона, пластилина);
•узнавать и элементарно описывать различные стили и направления в изобразительном
искусстве;
• соотносить наиболее известные стили в искусстве с конкретным историческим
периодом: Древний мир, Античность, Средневековье, эпоха Возрождения, Новое время,
Новейшее время;
•ориентироваться в разнообразии стилей и направлений живописи и архитектуры XVIII—
XIX веков;
• использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве
и архитектуре XVIII—XIX веков;
• выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII
века;
• характеризовать признаки и особенности московского барокко;
• называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII—XIX веков и
характеризовать их произведения;
• узнавать, характеризовать, находить черты художественных направлений в искусстве
XIX и XX веков.
Учащийся получит возможность:
• активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать
разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть
целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

• называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и
определять памятники монументальной скульптуры;
•узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
• узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве
и время их развития в истории культуры;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественнотворческой деятельности, создавать выразительные образы;
•понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн.
Авангард. Сюрреализм;
• характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф. О. Шехтель. А. Гауди;
•понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
• понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
• называть имена российских художников (А. Я. Головин, А. Н. Бенуа, М. В.
Добужинский);
• понимать изобразительную природу экранных искусств;
• характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
•называть имена мастеров российского кинематографа. С. М. Эйзенштейн.
А. А. Тарковский. С. Ф. Бондарчук. Н. С. Михалков;
• понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(42443) 94-3-10

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».