Аннотация к рабочей программе предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 5-7 классов Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 5-7 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». на основе следующих документов и материалов: Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ; Приказа Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; на основе авторской программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» 1-9 классы Цель программы: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Задачи программы: - формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве; - формирование художественно-творческой активности школьника; - овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. - формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; - формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной формы; - развитие творческого опыта как формирования способности к самостоятельным действиям в состоянии неопределенности; - формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; - воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в его архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и понимании красоты человека; - развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; - овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки. Содержание программы представлено следующими разделами: 1. планируемые результаты освоения учебного предмета; 2. содержание учебного предмета; 3. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, с учѐтом рабочей программы воспитания. Место курса в учебном плане На изучение предмета «ИЗО» выделяется 35 часов в год в 5 классе, 35 часов в год в 6 классе, 35 часов в год в 7 классе. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты 5-7 классов: Социально-значимые понятия: 1) осознание российской гражданской идентичности; 2) готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; 3) ценность самостоятельности и инициативы; 4) наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Позитивные ценностные отношения и социально значимые навыки, умения и способности: 1) Патриотизм: - посильное участие в делах своей семьи, родного края, России; - межнациональное общение в духе дружбы, равенства и взаимопомощи народов; 2) Гражданское воспитание: - способность вести диалог, находить конструктивные выходы из конфликтных ситуаций; - готовность прийти на помощь человеку; - этические правила отношений с противоположным полом, со старшими и младшими; 3) Приобщение к культурному наследию: - систематическое чтение как средство познания мира; - соблюдение языковой культуры; 4) Популяризация научных знаний: - расширение знаний об устройстве мира и общества; - готовности к саморазвитию и самообразованию. Метапредметные результаты 5 классов: 1) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 2) умение самостоятельно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 3) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной, познавательной и творческой деятельности; 4) смысловое чтение; 5) освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); 6) способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; 7) готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; 8) овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Метапредметные результаты 6 классов: 1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; 2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 3) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; 4) развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем; 5) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; 6) освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); 7) способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; 8) готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; 9) овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Метапредметные результаты 7 классов: 1) умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 4) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее — ИКТ); 5) освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); 6) способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; 7) готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; 8) овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Предметные результаты 5 классов: Обучающийся после завершения курса изобразительного искусства научится: • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов; •раскрывать смысл народных праздников и обрядов, их отражение в народном искусстве и в современной жизни; • создавать эскизы декоративного убранства русской избы; • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения композиции с опорой на народные традиции (вышивки, росписи); •создавать эскизы народного традиционного (праздничного) костюма, его отдельных элементов в цветовом решении; •умело пользоваться языком декоративноприкладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); •выстраивать декоративные, орнаментальные композиции по мотивам народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; • создавать декоративные стилизованные изображения на основе природных мотивов; •владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объѐма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объѐмных декоративных композиций; •характеризовать особенности построения народного орнамента; создавать свои варианты орнамента, используя народные традиции; •различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства •различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России; •находить общие черты в решении формы конструктивных декоративных изобразительных элементов используемого материала в произведениях народных и современных промыслов; •различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России. Учащийся получит возможность: • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); •владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою позицию в процессе изучения изобразительного искусства; • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своѐ отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства. Предметные результаты 6 классов: Обучающийся после завершения курса изобразительного искусства научится: • называть пространственные и временные виды искусства и объяснять различие между ними; •классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства; •создавать художественные образы, используя разные выразительные возможности художественных материалов; • создавать плоскостные силуэтные изображения обычных, простых предметов; •изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур; • создавать линейные изображения геометрических тел с натуры, в том числе натюрморт; •передавать объѐм на плоскости изобразительными средствами (живопись, графика); •передавать форму, пропорции простых геометрических тел с натуры; •создавать наброски, зарисовки, краткосрочные рисунки; •рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве; •владеть элементарными способами построения композиции как целостного и образного строя произведения (понимать роль формата и размера изобразительной плоскости, соотношение целого и детали, значение каждого изображаемого предмета (фрагмента) в раскрытии замысла композиции); •использовать в работе разные художественные материалы: краски (гуашь, акварель), графические материалы (карандаши простые и цветные, тушь, пастель, восковые мелки, фломастеры и др.), пластилин и глину, готовые объѐмные формы; применять коллажные техники; •использовать в качестве средств выражения при создании объѐмных работ соотношения пропорций, освещение, цветовые отношения (изображения с натуры, по представлению, по памяти); •строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы; •характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объѐма предметов и глубины пространства; •передавать с помощью света характер формы и настроение в композиции натюрморта; •владеть опытом создания натюрморта графическими средствами и простой гравюры с помощью наклеек на картоне; •выражать в натюрморте собственное настроение и переживания с помощью цвета; •различать и характеризовать виды портрета; • понимать и характеризовать основы изображения головы человека; • пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами; • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти; •называть имена выдающихся русских и зарубежных художников-портретистов и определять их произведения. Учащийся получит возможность: • понимать специфику изображения в полиграфии; • различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.; • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое); •называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII—XIX веков; •называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII—XIX веков; • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники •применять творческий опыт разработки художественного проекта — создания композиции на определѐнную тему. Предметные результаты 7 классов: Обучающийся после завершения курса изобразительного искусства научится: • владеть приѐмами передачи наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения в композиции; • различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); • характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры; • рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании целостного образа народа и образа национальной истории; • называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения; • высказывать своѐ мнение о роли монументальных памятников в жизни общества; • рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны; •описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвящѐнные Великой Отечественной войне; • анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века; • владеть культурой зрительского восприятия; •характеризовать и анализировать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна; •понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал; •называть особенности архитектурно-художественных стилей разных эпох; • понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры; • различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого; • характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды; •представлять и использовать в практической деятельности особенности формообразования — объѐмные формы в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); •узнавать и элементарно описывать различные стили и направления в изобразительном искусстве; • соотносить наиболее известные стили в искусстве с конкретным историческим периодом: Древний мир, Античность, Средневековье, эпоха Возрождения, Новое время, Новейшее время; •ориентироваться в разнообразии стилей и направлений живописи и архитектуры XVIII— XIX веков; • использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII—XIX веков; • выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века; • характеризовать признаки и особенности московского барокко; • называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII—XIX веков и характеризовать их произведения; • узнавать, характеризовать, находить черты художественных направлений в искусстве XIX и XX веков. Учащийся получит возможность: • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства; • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры; •узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков; • узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры; • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественнотворческой деятельности, создавать выразительные образы; •понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм; • характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф. О. Шехтель. А. Гауди; •понимать основы сценографии как вида художественного творчества; • понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения; • называть имена российских художников (А. Я. Головин, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский); • понимать изобразительную природу экранных искусств; • характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа; •называть имена мастеров российского кинематографа. С. М. Эйзенштейн. А. А. Тарковский. С. Ф. Бондарчук. Н. С. Михалков; • понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа.