Аннотация к рабочей программе предмета «История» для обучающихся 5-9 классов Рабочая программа по истории для обучающихся 5-9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: сформировать у учащихся целостное предствавление о всемирной истории и истории России как закономерном и необходимом периоде всемирной истории; осветить экономическое,социальное,политическое и культкрное развитие основных регионов Европы и мира,показать их роль в истории и культуре; охарактеризовать наиболее яркие исторические личности, их роль в истории и культуре; воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; освоение знаний о важнейших событиях; овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с историческими традициями; применение знаний и представлений о системах социальных норм и ценностей для жизни. Задачами учебного курса является: формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации в процессе изучения историко-культурного опыта народов зарубежных стран; овладения знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в их социальном, экономическом, политическом и духовно- нравственном контекстах; развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия отдельных регионов мира в различные, выделять и группировать признаки исторического явления и процесса; формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми. В программе отражается реализация воспитательного потенциала урока истории, который предполагает использование различных видов и форм деятельности, ориентированной на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся. В программе отражается реализация воспитательного потенциала урока истории, который предполагает использование различных видов и форм деятельности, ориентированной на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся: привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – иницирование еѐ обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по еѐ поводу, выработка своего к ней отношения; демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующего материала для работы на уроке, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументировании отстаивания своей точки зрения. Содержание программы представлено следующими разделами: 1. планируемые результаты освоения учебного предмета; 2. содержание учебного предмета; 3. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, с учѐтом рабочей программы воспитания. Место курса в учебном плане На изучение предмета «История» выделяется 70 часов в год в 5 классе, 70 часов в год в 6 классе, 70 часов в год в 7 классе, 70 часов в год в 8 классе, 68 часов в год в 9 классе. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты 5-9 класс: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; сформированность их мотивации к целенаправленной учебно-познавательной деятельности; осознание российской идентичности в поликультурном социуме; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом; развитие чувства личности; система индивидуально значимых и общественно приемлемых социальных и межличностных отношений; предпосылки правосознания и социальные компетенции — способность ставить цели и строить жизненные планы с учѐтом своих потребностей и интересов, а также социально значимых сфер деятельности в рамках социально-нормативного пространства. Метапредметные результаты 5 классов освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (познавательные коммуникативные, регулятивные), способность использовать их в учебной познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией. Метапредметные результаты 6 классов: формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учѐбе и познавательной деятельности; планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей; свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.); использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательной организации, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога; привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу; определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, при помощи учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ; использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации; планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе. Метапредметные результаты 7 классов: способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации; умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.); использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов. Метапредметные результаты 8 классов: осуществлять постановку учебной задачи; планировать при поддержке учителя и самостоятельно пути достижения образовательных целей, оценивать правильность выполнения действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность решения учебной задачи; работать с дополнительной информацией, в том числе с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательной организации, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете; выделять главное и второстепенное, причины и следствия в информации; ставить репродуктивные вопросы по изучаемому материалу, составлять сложный план, обосновывать выводы; использовать изученный материал для решения познавательных задач; определять понятия, устанавливать аналогии, при поддержке учителя и самостоятельно классифицировать исторические факты; выстраивать отчет в соответствии с заданием, целью; представлять результаты своей деятельности в различных видах, а так же в форме письменных работ; использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи и систематизации и презентации информации; при поддержке учителя распределять обязанности, и самостоятельно планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, контролировать качество выполнения работы; давать оценку и самооценку, выявляя позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения заданий. Метапредметные результаты 9 классов: способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации; умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.); использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов. Предметные результаты 5 класс Учащийся научится: - иметь представление об основных датах, этапов и ключевых событий истории древнего мира; - определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов, соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами; - читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты; - уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам; - отвечать на вопросы по содержанию исторического источника и составлять на его основе план, таблицу, схему. -сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования; Учащийся получит возможность научиться: - различать основные типы исторических источников, соотносить вещественный источник с историческим периодом, к которому он относится. - различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира; - выявлять сходство и различия сравниваемых исторических событий, явлений, процессов: - применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране. Предметные результаты 6 класс. В ходе изучения предмета «История» ученик научится: ٧локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; ٧ использовать историческую карту как источник информации о территории, экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, направлениях крупнейших передвижений людей походов, завоеваний, колонизаций и др.; ٧ проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; ٧ составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; ٧ раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; ٧ объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков; ٧ сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); ٧ давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков. Обучающийся получит возможность научиться: ٧ давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток); ٧ сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них черты общего и различия; ٧ составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. Предметные результаты 7 класс. В ходе изучения предмета «История» ученик научится: ٧ локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; ٧ использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социальноэкономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений походов, завоеваний, колонизации и др.; ٧ анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; ٧ составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; ٧ систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени; ٧ раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностей; д) художественной культуры Нового времени; ٧ объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); ٧ сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; ٧ давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени. Обучающийся получит возможность научиться: ٧ используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время; ٧ использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); ٧ сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; ٧ применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д. Предметные результаты 8 класс В ходе изучения предмета «История» ученик научится: ٧ локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; ٧ использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социальноэкономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений походов, завоеваний, колонизации и др.; ٧ анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; ٧ составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; ٧ систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени; ٧ раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностей; д) художественной культуры Нового времени; ٧ объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); ٧ сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; ٧ давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени. Обучающийся получит возможность научиться: ٧ используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время; ٧ использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); ٧ сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; ٧ применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д. Предметные результаты 9 класс. В ходе изучения предмета «История» ученик научится: ٧ локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; ٧ использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социальноэкономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений походов, завоеваний, колонизации и др.; ٧ анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; ٧ составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; ٧ систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени; ٧ раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностей; д) художественной культуры Нового времени; ٧ объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); ٧ сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; ٧ давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени. Обучающийся получит возможность научиться: ٧ используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время; ٧ использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); ٧ сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; ٧ применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.