Родная литература русская 5-9 классы

Аннотация к рабочей программе предмета «Родная литература (русская)»
для обучающихся 5-9 классов
Рабочая программа по родной литературе (русской) для обучающихся 5-9
классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования», на основе следующих документов и материалов:
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ;
Приказа Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «О федеральном
перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования».
Главная цель данного курса — воспитание гражданственности и патриотизма,
любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения;
развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке,
обогащение словарного запаса; формирование умений опознавать, анализировать,
классифицировать языковые факты, расширение лингвистического кругозора учащихся за
счѐт изучения художественных произведений; постижение языковых способов создания
художественного мира произведений; овладение языком как средством выражения
собственных мыслей и чувств, совершенствование практических, коммуникативных
навыков и умений.
Содержание программы представлено следующими разделами:
1. планируемые результаты освоения учебного предмета;
2. содержание учебного предмета;
3. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы, с учѐтом рабочей программы воспитания.
Место курса в учебном плане
На изучение предмета «Родная русская литература» отводится: 9 часов в год в 5
классе, 9 часов в год в 6 классе, 9 часов в год в 7 классе, 18 часов в год в 8 классе, 18
часов в год в 9 классе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература
являются:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;


развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и
выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором
текста;

потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной
литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология
продуктивного чтения.
Учащийся научится:

понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей
русского народа;

уважительно относиться к родной литературе;

оценивать свои и чужие поступки;

проявлять внимание, желание больше узнать.

понимать определяющую роль родной литературы в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства
окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература
является формирование УУД.
Регулятивные УУД:

формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели
урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

анализировать в обсуждении с учителем условия и пути
достижения цели;

совместно с учителем составлять план решения учебной
проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью,
прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии
с этими критериями.
Учащийся научится:

планированию пути достижения цели;

установлению целевых приоритетов;

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием
(отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

учитывать условия выполнения учебной задачи;

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и
пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав
учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного
чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:

овладение навыками смыслового чтения;

извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя),
представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация,
таблица, схема);

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);

перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать
информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу,
схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);


излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно,
сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной
литературы; технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:

строить сообщение в устной форме;

находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения
учебной задачи;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и
несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным
опытом.

осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об
изучаемом языковом факте;

обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью; монологической контекстной речью;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем
принимать решения и делать выборы;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической
поддержке учителя;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой
ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:

устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

аргументировать свою точку зрения;

задавать вопросы.

продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и
позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения
конфликтов;

договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;


брать на себя инициативу в организации совместного действия
(деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении
обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина
внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их
применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература
является сформированность следующих умений:

осознание значимости чтения и изучения родной литературы
для своего дальнейшего развития; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

развитие
способности
понимать
литературные
художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на
основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т.п.;

формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать
и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:

владеть различными видами пересказа,

пересказывать сюжет;

выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

характеризовать
героев-персонажей,
давать
их
сравнительные
характеристики;

находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные
для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

определять родо - жанровую специфику художественного произведения;

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер
авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

выражать личное отношение к художественному произведению,
аргументировать свою точку зрения;

ориентироваться в информационном образовательном пространстве:
работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями,
системой поиска в Интернете.
Устное народное творчество
Учащийся научится:

видеть черты русского национального характера в героях русских
сказок;

пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская
значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для
сказки художественные средства;

учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного
народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного
чтения.
Древнерусская литература
Учащийся научится:


характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью
произведений древнерусской литературы;

характеризовать
исторических
персонажей
прочитанных
произведений;

формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской
литературы.
Русская литература XIX—XX вв.
Учащийся научится:

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве
формы и содержания;

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой
природе художественного текста;

воспринимать художественный текст как произведение искусства,
послание автора читателю, современнику и потомку;

характеризовать нравственную позицию героев;

формулировать художественную идею произведения;

формулировать вопросы для размышления;

участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(42443) 94-3-10

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».