Программа ДООП Настольный теннис

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Восточное»
Макаровского района Сахалинской области

«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора
МБОУ «СОШ с. Восточное»

« 09» августа 2022 г.
от 09.08.2022 г. № 52
____________ Т.Э. Попова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Настольный теннис
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Уровень программы: базовый
Адресат программы: 8-15 лет
Срок реализации программы: 1 год

Разработал программу:
С.В. Попов
педагог дополнительного образования

2022 г.
с. Восточное

Содержание программы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ .............................................................................................................. 3
1.1 Пояснительная записка ..........................................................................................................3
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ .........................................................................................8
2.1 Учебный план ……………….................................................................................................8
2.2 Содержание учебной программы ........................................................................................ 8
2.3 Система оценки достижения планируемых результатов ...................................................9
2.4 Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год ............................................. ..9
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .....................................................................................10
3.1 Методическое обеспечение программы..............................................................................10
3.2 Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет ресурсов………………………10
3.3 Материально-техническое обеспечение программы ……………………………….……10
3.4 Кадровое обеспечение программы .....................................................................................10

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база, с учетом которой составлена программа.
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
«Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
 Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства
образования и науки Российской Федерации от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении
требований к структуре официального сайта образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на
нем информации»;
 Приказ Минтруда Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы)»;
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 №
ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 №
АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием
сетевых форм реализации программ»);
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.06.2019 № 03-1235
«О методических рекомендациях»;
 Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «основная
общеобразовательная школа с. Восточное»

Актуальность программы.
Настольный теннис доступен всем. Играют в него как в закрытых помещениях, так
и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной
игры покоряют многих любителей.
Программа направлена на создание условий для развития личности ребѐнка,
развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия
ребѐнка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и
физического здоровья детей.
Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у
занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений,
скоростно – силовых качеств, формированию двигательных навыков. Стремление
превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чѐткости
удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся
мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил,
преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный
характер
игры,
самостоятельность
тактических
индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или
неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний.
Высокий эмоциональный подъѐм поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих
установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и
методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребѐнка,
расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.
Направленность.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Настольный
теннис» по содержанию имеет физкультурно-спортивную направленность.
Уровень сложности программы.
«Базовый уровень» программы предполагает формирование у обучающихся устойчивой
мотивации к получению знаний, умений, навыков в выбранном виде деятельности,
готовности к дальнейшему творческому самоопределению. На базовый уровень
принимаются дети, без ограничений и специальных испытаний. Входная диагностика
проводится с целью выявления уровня готовности ребенка к освоению программы
базового уровня.
Отличительные особенности.
Данная программа учитывает специфику дополнительного образования и охватывает
значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные
требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот
вид спорта очень популярным среди школьников, являясь увлекательной спортивной
игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и
всестороннего физического развития.
Адресат программы.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы - от 8 до 15 лет. К
занятиям допускаются все учащиеся, желающие заниматься настольным теннисом, не
имеющие медицинских противопоказаний. Максимальный состав группы определяется с
учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.

Формы и методы обучения.
Форма обучения: очная
Методы обучения:
 словесный (рассказ, объяснение);
 наглядный (демонстрация технического или тактического приѐма; наблюдение,
выполнение упражнений по образцу и т.д.);
 практический (упражнения, задания);
 методика выполнения упражнений для развития физических качеств: быстроты,
ловкости, силы и выносливости;
 игровой (подвижные);
 метод контроля и коррекции.
Виды занятий:
 практические занятия;
 теоретические занятия;
 игровые тренировки;
 товарищеские игры;
 соревнования;
 комплексные занятия.5
Форма организации деятельности: в основе образования лежат групповые занятия,
используются формы индивидуальной работы.
Режим занятий:
Один раз в неделю по одному часу.
Объем программы:
первый год обучения – 34 часа.
Срок реализации программы:
Один год.
Цель реализации программы:
Целью данной общеобразовательной программы является создание условий для развития
физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и
укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.
Задачи:
Образовательные:
 формирование необходимых теоретических знаний;
 овладения техникой и тактикой игры в настольный теннис и ее основными
правилами;
 обучение приемам и методам контроля физической нагрузки при
самостоятельных занятиях.

 развитие физических качеств (силовых, скоростных, скоростно-силовых,
координационных, выносливости, гибкости);
 укрепление здоровья и повышение работоспособности обучающихся;
 приобретение соревновательного опыта, навыков в организации и проведении
соревнований по общей физической и технической подготовке.
Метапредметные:
 воспитание моральных и волевых качеств;
 выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе,
воспитание ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
 формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям настольным
теннисом;
 формирование потребности к ведению здорового образа жизни, укреплению
здоровья.
Планируемые результаты.
В результате изучения программы «Настольный теннис» воспитанниками должны
быть достигнуты определѐнные результаты.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые
задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной
деятельности;
 умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои физические,
учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями еѐ реализации;
 формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, умение вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.
Личностные результаты:
 понимание необходимости личного участия в формировании собственного
здоровья;
 навыки формирования собственной культуры здорового образа жизни;
 готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
 готовность к личностному самоопределению;
 овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;
 этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и
обстоятельствам других людей;
 положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;
 дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
 навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
Предметные результаты:
 планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать
отдых и досуг с использованием средств физкультуры;
 излагать факты истории развития игры в настольный теннис, характеризовать ее
роль и значение в жизнедеятельности человека;

 оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении спортивных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять
ошибки и способы их устранения;
 бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования
техники безопасности к местам проведения;
 взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
 в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных
действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
 подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих
упражнений;
 находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия
разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
 выполнять технические действия из спортивных игр в теннис, применять их в
игровой и соревновательной деятельности;
 выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Учебно - тематический план.
№

Название темы

1.
2.

Введение
Общая физическая
подготовка
Специальная
физическая
подготовка
Соревновательная
деятельность

3.

4.

Количество часов
Теория Практика
1
6
10

1
Всего

Форма аттестации
Беседа
Беседа, практическое занятие.

12

Беседа, практическое занятие.

5

Беседа, практическое занятие.

33
34

2.2 Содержание учебной программы.
1. Введение. Теория: вводное занятие. Входной контроль. Инструктаж по технике
безопасности. Настольный теннис, как олимпийский вид спорта, олимпийские чемпиона,
история развития настольного тенниса, привила игры.
2. ОФП.. Упражнения с ракеткой и мячом в движении - шагом, бегом, бегом с
жонглированием разными сторонами ракетки и двумя сторонами ракетки поочередно
Удары справа и слева ракеткой по мячу у стенке; челночный бег 10х10, подтягивание,
отжимания, прыжки с места, бег на 10м, бег 30 м. Сдача контрольных нормативов.
3. СФП. Стойки, перемещения и остановки; имитация передвижений в игровой стойке со
сменой зон, по треугольнику; обучение работе ног при ударах справа и слева в движении;
набивание мяча; хватка ракетки. Жонглирование мячом; упражнения с придачей мячу
вращения; подачи мяча обучение подачи «Веер», техника подачи «Маятник»; удары
накатом, подрезкой. Игра срезкой и подрезкой, удары по мячу у стола, атакующие удары
справа и слева, подача справа и слева с верхним вращением мяча, подача справа и слева с
нижним вращением мяча, игра ударами «накат» справа и слева с одного угла в два, подача
справа (слева) с подбросом мяча; подача справа (слева) с обманным движением руки с
ракеткой, игра ударами «топ-спин» справа слева, удар толчок слева с отскока на месте.
Имитация удара толчок слева; удары с наброса учителя; удар срезкой справа с отскока от
стены с передвижением; изучение элементов «топ-спин» справа, слева; сочетание откидок
справа и слева по всему столу; обучение ударам срезкой справа с перемещением вперед
назад; обучение ударам срезкой справа и слева в сочетании; изучение технического
приѐма «свеча»;
4. Соревнования. Двухсторонняя игра, игра пара на пару (микс, девушки, юноши).

2.3 Система оценки достижения планируемых результатов.
Программа рассчитана на 1 год обучения. В течение каждого года обучающиеся
получают определенные практические умения и теоретические знания. С целью
установления соответствия результатов освоения данной программы заявленным целям и
планируемым результатам проводятся вводная, промежуточная, текущая и итоговая
аттестации.
Год
обучения

Вид контроля

1 год обучения

Месяц

Формы подведения итогов по программе

Входной контроль

Сентябрь

изучение базовых возможностей
учащихся объединений. Проводится в
форме тестирования для выявления
сформированности (обще учебных умений
и навыков).

Промежуточный

Декабрь

выявления динамики развития.
Проводится в форме игр, викторин,
учебно-тренировочных соревнований.

Май

По завершении реализации программы.
Определить степень достижения результатов.

контроль
Итоговый
контроль

2.4 Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год.
Год
обучения

Дата
начала
занятий

Дата
окончания
занятий

1

02.09.2022

29.05.22

Количество Колучебных
во
недель
часов
34

34

Режим
занятий

Контроль

Вторник
15:0015:40

Сентябрь 2022г.предварительный
Декабрь 2022 г.промежуточный
Май 2023г.итоговый

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Методическое обеспечение программы.
Методическое обеспечение: учебные пособия, книги, методические разработки
занятий, видеоуроки.
3.2. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет ресурсов.
1. Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа
спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт,
2010
2. А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 2004
3. Ю.П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.:М.: ФиС, 2004
4. Г.С. Захаров. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль,
Верхневолжское книжное издательство, 2005
5. О.Н. Шестеренкин. Методика технической подготовки игроков в настольный
теннис. Диссертация, РГАФК, М.:160с., 2000
6. О.В.Матыцин, Настольный теннис. Неизвестное об известном, М.:РГАФК, 2006
7. С.Д.Шпрах. У меня секретов нет. М.: Советский спорт, 2002
8. Бубэх. и др: Тесты в спортивной практике. М., 2004

3.3.Материально-техническое обеспечение программы.
Для успешной реализации программы необходимы следующие материально-технические
условия:
 помещение, подходящее для занятий настольным теннисом;
 тренажерный зал;
 кабинет (аудитория) оснащѐнная проектором и компьютером, с возможностью
выхода в интернет.
Спортивный инвентарь:
 теннисные столы - 3;
 теннисные шарики;
 теннисные ракетки;
 маты, скакалки, гантели, фишки.
3.4.Кадровое обеспечение программы.
Требования к кадровому обеспечению программы:
- Соответствие педагогического работника требованиям профессионального стандарта
"Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденного Приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н;
- Знания в области преподаваемой дисциплины.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(42443) 94-3-10

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».