Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Восточное» Макаровского района Сахалинской области «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «СОШ с. Восточное» « 09» августа 2022 г. от 09.08.2022 г. № 52 ____________ Т.Э. Попова ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Настольный теннис Направленность программы: физкультурно-спортивная Уровень программы: базовый Адресат программы: 8-15 лет Срок реализации программы: 1 год Разработал программу: С.В. Попов педагог дополнительного образования 2022 г. с. Восточное Содержание программы 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ .............................................................................................................. 3 1.1 Пояснительная записка ..........................................................................................................3 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ .........................................................................................8 2.1 Учебный план ……………….................................................................................................8 2.2 Содержание учебной программы ........................................................................................ 8 2.3 Система оценки достижения планируемых результатов ...................................................9 2.4 Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год ............................................. ..9 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .....................................................................................10 3.1 Методическое обеспечение программы..............................................................................10 3.2 Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет ресурсов………………………10 3.3 Материально-техническое обеспечение программы ……………………………….……10 3.4 Кадровое обеспечение программы .....................................................................................10 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка. Нормативно-правовая база, с учетом которой составлена программа. Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»; Приказ Минтруда Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации программ»); Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.06.2019 № 03-1235 «О методических рекомендациях»; Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «основная общеобразовательная школа с. Восточное» Актуальность программы. Настольный теннис доступен всем. Играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей. Программа направлена на создание условий для развития личности ребѐнка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребѐнка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей. Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно – силовых качеств, формированию двигательных навыков. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чѐткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъѐм поддерживает постоянную активность и интерес к игре. Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребѐнка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма. Направленность. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Настольный теннис» по содержанию имеет физкультурно-спортивную направленность. Уровень сложности программы. «Базовый уровень» программы предполагает формирование у обучающихся устойчивой мотивации к получению знаний, умений, навыков в выбранном виде деятельности, готовности к дальнейшему творческому самоопределению. На базовый уровень принимаются дети, без ограничений и специальных испытаний. Входная диагностика проводится с целью выявления уровня готовности ребенка к освоению программы базового уровня. Отличительные особенности. Данная программа учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития. Адресат программы. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы - от 8 до 15 лет. К занятиям допускаются все учащиеся, желающие заниматься настольным теннисом, не имеющие медицинских противопоказаний. Максимальный состав группы определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. Формы и методы обучения. Форма обучения: очная Методы обучения: словесный (рассказ, объяснение); наглядный (демонстрация технического или тактического приѐма; наблюдение, выполнение упражнений по образцу и т.д.); практический (упражнения, задания); методика выполнения упражнений для развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы и выносливости; игровой (подвижные); метод контроля и коррекции. Виды занятий: практические занятия; теоретические занятия; игровые тренировки; товарищеские игры; соревнования; комплексные занятия.5 Форма организации деятельности: в основе образования лежат групповые занятия, используются формы индивидуальной работы. Режим занятий: Один раз в неделю по одному часу. Объем программы: первый год обучения – 34 часа. Срок реализации программы: Один год. Цель реализации программы: Целью данной общеобразовательной программы является создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом. Задачи: Образовательные: формирование необходимых теоретических знаний; овладения техникой и тактикой игры в настольный теннис и ее основными правилами; обучение приемам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях. развитие физических качеств (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости); укрепление здоровья и повышение работоспособности обучающихся; приобретение соревновательного опыта, навыков в организации и проведении соревнований по общей физической и технической подготовке. Метапредметные: воспитание моральных и волевых качеств; выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе, воспитание ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи; формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям настольным теннисом; формирование потребности к ведению здорового образа жизни, укреплению здоровья. Планируемые результаты. В результате изучения программы «Настольный теннис» воспитанниками должны быть достигнуты определѐнные результаты. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности; умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности. Личностные результаты: понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья; навыки формирования собственной культуры здорового образа жизни; готовность и способность к саморазвитию и самообучению; готовность к личностному самоопределению; овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками; этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей; положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями; дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат; Предметные результаты: планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физкультуры; излагать факты истории развития игры в настольный теннис, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека; оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении спортивных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений; находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; выполнять технические действия из спортивных игр в теннис, применять их в игровой и соревновательной деятельности; выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Учебно - тематический план. № Название темы 1. 2. Введение Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Соревновательная деятельность 3. 4. Количество часов Теория Практика 1 6 10 1 Всего Форма аттестации Беседа Беседа, практическое занятие. 12 Беседа, практическое занятие. 5 Беседа, практическое занятие. 33 34 2.2 Содержание учебной программы. 1. Введение. Теория: вводное занятие. Входной контроль. Инструктаж по технике безопасности. Настольный теннис, как олимпийский вид спорта, олимпийские чемпиона, история развития настольного тенниса, привила игры. 2. ОФП.. Упражнения с ракеткой и мячом в движении - шагом, бегом, бегом с жонглированием разными сторонами ракетки и двумя сторонами ракетки поочередно Удары справа и слева ракеткой по мячу у стенке; челночный бег 10х10, подтягивание, отжимания, прыжки с места, бег на 10м, бег 30 м. Сдача контрольных нормативов. 3. СФП. Стойки, перемещения и остановки; имитация передвижений в игровой стойке со сменой зон, по треугольнику; обучение работе ног при ударах справа и слева в движении; набивание мяча; хватка ракетки. Жонглирование мячом; упражнения с придачей мячу вращения; подачи мяча обучение подачи «Веер», техника подачи «Маятник»; удары накатом, подрезкой. Игра срезкой и подрезкой, удары по мячу у стола, атакующие удары справа и слева, подача справа и слева с верхним вращением мяча, подача справа и слева с нижним вращением мяча, игра ударами «накат» справа и слева с одного угла в два, подача справа (слева) с подбросом мяча; подача справа (слева) с обманным движением руки с ракеткой, игра ударами «топ-спин» справа слева, удар толчок слева с отскока на месте. Имитация удара толчок слева; удары с наброса учителя; удар срезкой справа с отскока от стены с передвижением; изучение элементов «топ-спин» справа, слева; сочетание откидок справа и слева по всему столу; обучение ударам срезкой справа с перемещением вперед назад; обучение ударам срезкой справа и слева в сочетании; изучение технического приѐма «свеча»; 4. Соревнования. Двухсторонняя игра, игра пара на пару (микс, девушки, юноши). 2.3 Система оценки достижения планируемых результатов. Программа рассчитана на 1 год обучения. В течение каждого года обучающиеся получают определенные практические умения и теоретические знания. С целью установления соответствия результатов освоения данной программы заявленным целям и планируемым результатам проводятся вводная, промежуточная, текущая и итоговая аттестации. Год обучения Вид контроля 1 год обучения Месяц Формы подведения итогов по программе Входной контроль Сентябрь изучение базовых возможностей учащихся объединений. Проводится в форме тестирования для выявления сформированности (обще учебных умений и навыков). Промежуточный Декабрь выявления динамики развития. Проводится в форме игр, викторин, учебно-тренировочных соревнований. Май По завершении реализации программы. Определить степень достижения результатов. контроль Итоговый контроль 2.4 Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год. Год обучения Дата начала занятий Дата окончания занятий 1 02.09.2022 29.05.22 Количество Колучебных во недель часов 34 34 Режим занятий Контроль Вторник 15:0015:40 Сентябрь 2022г.предварительный Декабрь 2022 г.промежуточный Май 2023г.итоговый 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Методическое обеспечение программы. Методическое обеспечение: учебные пособия, книги, методические разработки занятий, видеоуроки. 3.2. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет ресурсов. 1. Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2010 2. А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 2004 3. Ю.П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.:М.: ФиС, 2004 4. Г.С. Захаров. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль, Верхневолжское книжное издательство, 2005 5. О.Н. Шестеренкин. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис. Диссертация, РГАФК, М.:160с., 2000 6. О.В.Матыцин, Настольный теннис. Неизвестное об известном, М.:РГАФК, 2006 7. С.Д.Шпрах. У меня секретов нет. М.: Советский спорт, 2002 8. Бубэх. и др: Тесты в спортивной практике. М., 2004 3.3.Материально-техническое обеспечение программы. Для успешной реализации программы необходимы следующие материально-технические условия: помещение, подходящее для занятий настольным теннисом; тренажерный зал; кабинет (аудитория) оснащѐнная проектором и компьютером, с возможностью выхода в интернет. Спортивный инвентарь: теннисные столы - 3; теннисные шарики; теннисные ракетки; маты, скакалки, гантели, фишки. 3.4.Кадровое обеспечение программы. Требования к кадровому обеспечению программы: - Соответствие педагогического работника требованиям профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н; - Знания в области преподаваемой дисциплины.