Информатика 8-9 классы

Аннотация к рабочей программе предмета «Информатика» для
обучающихся 8-9 классов
Рабочая программа по информатике для обучающихся 8-9 классов составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Содержание программы представлено следующими разделами:
1. планируемые результаты освоения учебного предмета;
2. содержание учебного предмета;
3. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы, с учѐтом рабочей программы воспитания.
Место курса в учебном плане
На изучение предмета «Информатика» выделяется 35 часов в год в 7 классе, 35
часов в год в 8 классе, 34 часа в год в 9 классе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики
в основной школе, являются:
 наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
 понимание роли информационных процессов в современном мире;
 владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
 ответственное отношение к информации с учетом требований информационной
безопасности правовых и этических аспектов ее распространения;
 развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной
среды;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
 готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
 способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в
процессе
образовательной,
общественно-полезной,
учебно-исследовательской,
творческой деятельности;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни благодаря
знанию основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении
информатики в основной школе, являются:
 владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
 владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
 владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить
свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей








деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера, такими
как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы,
графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из
одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации
в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели
моделирования;
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного
информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация
изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических
объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и
использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие;
поиск и организация хранения информации; анализ информации) и информационной
безопасности.

Предметные результаты
В соответствии с ФГОС основного общего образования основные предметные
результаты изучения информатики в основной школе ориентированы на применение
знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и
отражают:
 формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
 формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель — и их свойствах;
 развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических
конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков
программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной,
ветвящейся и циклической;
 формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей –
таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;
 формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе
с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.
Предметные результаты сформулированы к каждой содержательной линии учебного
предмета:












линия «Информация и информационные процессы»;
линия «Компьютер — универсальное устройство для работы с информацией»;
линия «Математические основы информатики»;
линия «Алгоритмы и элементы программирования»;
линия «Моделирование и формализация»;
линия «Обработка графической информации»;
линия «Обработка текстовой информации»;
линия «Мультимедиа»;
линия «Обработка числовой информации в электронных таблицах»;
линия «Коммуникационные технологии».

В результате изучения содержательной линии «Информация и информационные
процессы»
выпускник будет знать:
 сущность основных понятий предмета: информатика, информация, информационный
процесс, информационная система и др.;
 основные единицы измерения количества информации и соотношения между ними;
выпускник научится:
 различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее
представления на материальных носителях;
 приводить примеры информационных процессов — процессов, связанные с хранением,
преобразованием и передачей данных — в живой природе и технике;
 раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах
различной природы;
 кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
 определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой
таблице равномерного кода;
 описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные
от них;
выпускник получит возможность:
 углубить и развить представления о современной научной картине мира, об
информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных
процессах и их роли в современном мире;
 узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит,
содержащий только два символа, например, 0 и 1;
 научиться определять информационный вес символа произвольного алфавита;
 научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
 научиться оценивать информационный объѐм сообщения, записанного символами
произвольного алфавита.
В результате изучения содержательной линии «Компьютер как универсальное
устройство работы с информацией»
выпускник будет знать:
 назначение основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти,
внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих
устройств;
 основные вехи истории и тенденции развития компьютеров, пути улучшения их
характеристик;
 круг задач, решаемых с помощью суперкомпьютеров;
 сущность понятий, связанных с передачей данных (источник и приемник данных; канал
связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала
связи);
выпускник научится:













классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач, в том
числе описывать виды и состав программного обеспечения современного компьютера;
определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время
передачи данных;
классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать,
удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
разбираться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя
файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой
структуры некоторого информационного носителя);
использовать маску для операций с файлами;
осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
выпускник получит возможность:
научиться осознано подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей;
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера;
овладеть знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными
видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые
редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные
энциклопедии); умением характеризовать работу этих систем и сервисов с
использованием соответствующей терминологии.

В результате изучения содержательной линии «Математические основы
информатики»
выпускник будет знать:
 сущность понятий «система счисления», «позиционная система счисления», «алфавит
системы счисления», «основание системы счисления»;
 сущность понятия «высказывание», сущность операций «и» (конъюнкция), «или»
(дизъюнкция), «не» (отрицание);
 сущность понятия «множество», сущность операций объединения, пересечения и
дополнения;
выпускник научится:
 записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024;
 переводить заданное натуральное число из двоичной системы счисления в десятичную;
 сравнивать числа в двоичной записи;
 складывать и умножать числа, записанные в двоичной системе счисления;
 записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или»,
«не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны
значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
 оценивать мощность множеств, полученных из двух или трех базовых множеств с
помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
 определять количество элементов в множествах, полученных из двух базовых
множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
 использовать при решении задач формулы перемножения и сложения количества
вариантов;
 определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого
текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
выпускник получит возможность:
 научиться записывать в развѐрнутой форме восьмеричные и шестнадцатеричные числа;
 научиться переводить заданное натуральное число, не превышающее 1024, из
десятичной записи в восьмеричную и из восьмеричной в десятичную;














научиться переводить заданное натуральное число, не превышающее 1024, из
десятичной записи в шестнадцатеричную и из шестнадцатеричной в десятичную;
научиться выполнять «быстрый» перевод натуральных чисел из двоичной системы
счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно;
научиться вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
научиться вычислять значения арифметических выражений с целыми числами,
представленными в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах
счисления;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных
компьютерах и робототехнических системах;
научиться строить таблицу истинности для логического выражения;
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
познакомиться с законами алгебры логики;
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их
преобразования с использованием основных свойств логических операций;
познакомиться с логическими элементами;
определять количество элементов в множествах, полученных из трех базовых множеств
с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
сформировать представление о области применения комбинаторных задач.

В результате изучения содержательной линии «Алгоритмы и элементы
программирования»
выпускник будет знать:
 сущность понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа»;
 сущность понятий «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд
исполнителя»;
 знать об ограничениях, накладываемых средой исполнителя и его системой команд на
круг задач, решаемых исполнителем;
 базовые алгоритмические конструкции;
 сущность метода последовательного уточнения алгоритма;
выпускник научится:
 понимать разницу между употреблением терминов «исполнитель», «алгоритм»,
«программа» в обыденной речи и в информатике;
 выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим,
в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
 определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения
конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
 определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
 выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы
управления исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.;
 выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы
обработки числовых и текстовых данных, записанные на конкретном языке
программирования с использованием основных управляющих конструкций
последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение,
вспомогательные алгоритмы);
 составлять несложные алгоритмы управления исполнителями Робот, Черепашка,
Чертежник и др.; выполнять эти программы на компьютере;
 составлять несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных с
использованием
основных
управляющих
конструкций
последовательного
программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке
программирования; выполнять эти программы на компьютере;
 использовать величины (переменные) различных типов, а также выражения,
составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
























анализировать предложенную программу, например, определять, какие результаты
возможны при заданном множестве исходных значений;
использовать при разработке алгоритмов логические значения, операции и выражения с
ними;
записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические
выражения и вычислять их значения;
выпускник получит возможность:
познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со
строковыми величинами;
научиться разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные
алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
научиться составлять алгоритмы и программы для решения задач, возникающих в
процессе учебы и вне ее;
познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет
различными системами;
познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными
роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.
В результате изучения содержательной линии «Моделирование и формализация»
выпускник будет знать:
сущность понятий модель, моделирование, информационная модель, математическая
модель и др.;
выпускник научится:
использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра
и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент,
последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и
замена элемента);
описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание
термина «матрица смежности» не обязательно);
использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы,
удовлетворяющих определенному условию;
пользоваться различными формами представления данных (таблицы, диаграммы,
графики и т. д.);
выпускник получит возможность:
сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о
компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего
мира;
познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании
реальных объектов и процессов;
познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров
при их анализе;
понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной
моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и
результаты, выявлять соотношения между ними;
научиться выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей
задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования.

В результате изучения содержательной линии «Обработка графической
информации»
выпускник будет знать:
 сущность понятий «пиксель», «растровая графика», «векторная графика»;










сущность понятий модель, моделирование, информационная модель, математическая
модель и др.;
выпускник научится:
выполнять ввод изображений в компьютер;
создавать простые растровые изображения; редактировать готовые растровые
изображения;
создавать простые векторные изображения;
выпускник получит возможность:
познакомиться с цифровым представлением графической информации;
познакомиться с различными цветовыми моделями;
познакомиться с понятиями «пространственное разрешение монитора», «глубина
кодирования (цвета)», «палитра»;
научиться оценивать количественные параметры, связанные с цифровым
представлением и хранением изображений.

В результате изучения содержательной линии «Обработка текстовой
информации»
выпускник будет знать:
 сущность понятия «кодовая таблица»;
выпускник научится:
 создавать, редактировать и форматировать текстовые документы;
 использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании
текстовых документов;
 познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными
современными кодами;
 оценивать количественные параметры, связанные с цифровым представлением
текстовой информации с помощью наиболее употребительных современных
кодировок;
выпускник получит возможность научиться:
 создавать текстовые документы с рисунками, таблицами, диаграммами.








В результате изучения содержательной линии «Мультимедиа»
выпускник будет знать:
сущность технологии мультимедиа;
общие подходы к дискретному представлению аудиовизуальных данных;
выпускник научится:
использовать основные приѐмы создания мультимедийных презентаций (подбирать
дизайн презентации, макет слайда, размещать информационные объекты, использовать
гиперссылки и пр.);
выпускник получит возможность:
познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и
соответствующим понятийным аппаратом;
научиться оценивать количественные параметры, связанные с цифровым
представлением аудиовизуальной информации.

В результате изучения содержательной линии «Обработка числовой
информации»
выпускник будет знать:
 назначение динамических (электронных) таблиц;
выпускник научится:
 использовать основные способы графического представления числовой информации
(графики, круговые и столбчатые диаграммы);



















использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с
использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение
диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов;
выпускник получит возможность:
научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств
электронной таблицы;
использовать электронные таблицы для решения задач, возникающих в процессе учебы
и вне ее.
В результате изучения содержательной линии «Коммуникационные технологии»
выпускник будет знать:
базовые нормы информационной этики и права;
выпускник научится:
оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник
данных; канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная
способность канала связи);
использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время
передачи данных;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием
логических операций;
приемам безопасной организации своего личного пространства данных с
использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
соблюдать основы норм информационной безопасности, этики и права;
выпускник получит возможность:
познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия
между компьютерами;
расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена
информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением
соответствующих правовых и этических норм, требований информационной
безопасности;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в
Интернете, полученных по тем или иным запросам;
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надѐжности
источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.
п.).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(42443) 94-3-10

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».