Аннотация к рабочей программе предмета «Информатика» для обучающихся 8-9 классов Рабочая программа по информатике для обучающихся 8-9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Содержание программы представлено следующими разделами: 1. планируемые результаты освоения учебного предмета; 2. содержание учебного предмета; 3. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, с учѐтом рабочей программы воспитания. Место курса в учебном плане На изучение предмета «Информатика» выделяется 35 часов в год в 7 классе, 35 часов в год в 8 классе, 34 часа в год в 9 классе. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом требований информационной безопасности правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни благодаря знанию основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Метапредметные результаты Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.; владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации) и информационной безопасности. Предметные результаты В соответствии с ФГОС основного общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражают: формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, ветвящейся и циклической; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Предметные результаты сформулированы к каждой содержательной линии учебного предмета: линия «Информация и информационные процессы»; линия «Компьютер — универсальное устройство для работы с информацией»; линия «Математические основы информатики»; линия «Алгоритмы и элементы программирования»; линия «Моделирование и формализация»; линия «Обработка графической информации»; линия «Обработка текстовой информации»; линия «Мультимедиа»; линия «Обработка числовой информации в электронных таблицах»; линия «Коммуникационные технологии». В результате изучения содержательной линии «Информация и информационные процессы» выпускник будет знать: сущность основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система и др.; основные единицы измерения количества информации и соотношения между ними; выпускник научится: различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях; приводить примеры информационных процессов — процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных — в живой природе и технике; раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы; кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице; определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода; описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; выпускник получит возможность: углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1; научиться определять информационный вес символа произвольного алфавита; научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения; научиться оценивать информационный объѐм сообщения, записанного символами произвольного алфавита. В результате изучения содержательной линии «Компьютер как универсальное устройство работы с информацией» выпускник будет знать: назначение основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств; основные вехи истории и тенденции развития компьютеров, пути улучшения их характеристик; круг задач, решаемых с помощью суперкомпьютеров; сущность понятий, связанных с передачей данных (источник и приемник данных; канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи); выпускник научится: классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач, в том числе описывать виды и состав программного обеспечения современного компьютера; определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных; классифицировать файлы по типу и иным параметрам; выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы); разбираться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя); использовать маску для операций с файлами; осуществлять поиск файлов средствами операционной системы; выпускник получит возможность: научиться осознано подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей; подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче; узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера; овладеть знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением характеризовать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии. В результате изучения содержательной линии «Математические основы информатики» выпускник будет знать: сущность понятий «система счисления», «позиционная система счисления», «алфавит системы счисления», «основание системы счисления»; сущность понятия «высказывание», сущность операций «и» (конъюнкция), «или» (дизъюнкция), «не» (отрицание); сущность понятия «множество», сущность операций объединения, пересечения и дополнения; выпускник научится: записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из двоичной системы счисления в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и умножать числа, записанные в двоичной системе счисления; записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний; оценивать мощность множеств, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения; определять количество элементов в множествах, полученных из двух базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения; использовать при решении задач формулы перемножения и сложения количества вариантов; определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов); выпускник получит возможность: научиться записывать в развѐрнутой форме восьмеричные и шестнадцатеричные числа; научиться переводить заданное натуральное число, не превышающее 1024, из десятичной записи в восьмеричную и из восьмеричной в десятичную; научиться переводить заданное натуральное число, не превышающее 1024, из десятичной записи в шестнадцатеричную и из шестнадцатеричной в десятичную; научиться выполнять «быстрый» перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; научиться вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления; научиться вычислять значения арифметических выражений с целыми числами, представленными в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах; научиться строить таблицу истинности для логического выражения; научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности; познакомиться с законами алгебры логики; научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций; познакомиться с логическими элементами; определять количество элементов в множествах, полученных из трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения; сформировать представление о области применения комбинаторных задач. В результате изучения содержательной линии «Алгоритмы и элементы программирования» выпускник будет знать: сущность понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа»; сущность понятий «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; знать об ограничениях, накладываемых средой исполнителя и его системой команд на круг задач, решаемых исполнителем; базовые алгоритмические конструкции; сущность метода последовательного уточнения алгоритма; выпускник научится: понимать разницу между употреблением терминов «исполнитель», «алгоритм», «программа» в обыденной речи и в информатике; выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.); определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков); определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента; выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.; выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных, записанные на конкретном языке программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы); составлять несложные алгоритмы управления исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.; выполнять эти программы на компьютере; составлять несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере; использовать величины (переменные) различных типов, а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания; анализировать предложенную программу, например, определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; использовать при разработке алгоритмов логические значения, операции и выражения с ними; записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения; выпускник получит возможность: познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения; познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами; научиться разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции; научиться составлять алгоритмы и программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее; познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами; познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде. В результате изучения содержательной линии «Моделирование и формализация» выпускник будет знать: сущность понятий модель, моделирование, информационная модель, математическая модель и др.; выпускник научится: использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента); описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно); использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию; пользоваться различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.); выпускник получит возможность: сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира; познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов; познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием; научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними; научиться выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования. В результате изучения содержательной линии «Обработка графической информации» выпускник будет знать: сущность понятий «пиксель», «растровая графика», «векторная графика»; сущность понятий модель, моделирование, информационная модель, математическая модель и др.; выпускник научится: выполнять ввод изображений в компьютер; создавать простые растровые изображения; редактировать готовые растровые изображения; создавать простые векторные изображения; выпускник получит возможность: познакомиться с цифровым представлением графической информации; познакомиться с различными цветовыми моделями; познакомиться с понятиями «пространственное разрешение монитора», «глубина кодирования (цвета)», «палитра»; научиться оценивать количественные параметры, связанные с цифровым представлением и хранением изображений. В результате изучения содержательной линии «Обработка текстовой информации» выпускник будет знать: сущность понятия «кодовая таблица»; выпускник научится: создавать, редактировать и форматировать текстовые документы; использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов; познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами; оценивать количественные параметры, связанные с цифровым представлением текстовой информации с помощью наиболее употребительных современных кодировок; выпускник получит возможность научиться: создавать текстовые документы с рисунками, таблицами, диаграммами. В результате изучения содержательной линии «Мультимедиа» выпускник будет знать: сущность технологии мультимедиа; общие подходы к дискретному представлению аудиовизуальных данных; выпускник научится: использовать основные приѐмы создания мультимедийных презентаций (подбирать дизайн презентации, макет слайда, размещать информационные объекты, использовать гиперссылки и пр.); выпускник получит возможность: познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом; научиться оценивать количественные параметры, связанные с цифровым представлением аудиовизуальной информации. В результате изучения содержательной линии «Обработка числовой информации» выпускник будет знать: назначение динамических (электронных) таблиц; выпускник научится: использовать основные способы графического представления числовой информации (графики, круговые и столбчатые диаграммы); использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; выпускник получит возможность: научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы; использовать электронные таблицы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее. В результате изучения содержательной линии «Коммуникационные технологии» выпускник будет знать: базовые нормы информационной этики и права; выпускник научится: оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных; канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи); использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных; анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; приемам безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.; соблюдать основы норм информационной безопасности, этики и права; выпускник получит возможность: познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами; расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности; научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам; познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надѐжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.).