Аннотация к рабочей программе предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 8-9 классов Рабочая программа по ОБЖ для обучающихся 8-9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Цель: - содействие повышению уровня защищѐнности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз; - содействие снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства; - формирование основ экологического мышления, осознания влияния культуры безопасности жизнедеятельности и социально-экономических процессов на состояние природной среды, приобретение опыта природоохранной деятельности; - осознание ответственности и потребности в формировании культуры семейных отношений на основе принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности; - профилактика асоциального поведения учащихся, формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приѐму психактивных веществ, в том числе наркотиков. Достижение целей обеспечивается решением следующих задач в образовательном процессе: - обучение учащихся стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности, обеспечивающее усвоение знаний о правах и обязанностях личности, общества и государства в области безопасности, о здоровом образе жизни, формирование умений предвидеть и распознать опасности, грамотно действовать, используя индивидуальные и коллективные средства защиты, оказывать первую помощь; - воспитание чувства личной сопричастности и ответственности за обеспечение индивидуальной, общественной и государственной безопасности; чѐткой правовой гражданской позиции по сохранению социального мира, по правовому поведению в социальных конфликтах; ценностного отношения к любой жизни, к своему здоровью, здоровью людей и среде обитания; - развитие личных духовных и физических качеств: самодисциплины, самоконтроля, самооценки собственной культуры безопасного поведения и деятельности, обеспечивающих личную и общественную безопасность. Освоение учебного предмета «ОБЖ» на уровне среднего общего образования обеспечивает: формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни; достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, соответствующего гуманитарным принципам государства, интересам обучающихся и потребностям общества в формировании полноценной личности; понимание роли и места личности гражданина в системе национальной безопасности Российской Федерации; преемственность и углубление тематики учебного предмета «ОБЖ» и расширение его путем дополнения тематической линии по основам обороны государства и военной службы; подготовку обучающихся к решению практических задач безопасности жизнедеятельности, связанных с повседневной жизнью; обновление печатных и электронных учебных изданий, адекватно учитывающих приоритетность практико-ориентированности учебного предмета «ОБЖ». Содержание программы представлено следующими разделами: 1. планируемые результаты освоения учебного предмета; 2. содержание учебного предмета; 3. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, с учѐтом рабочей программы воспитания. Место курса в учебном плане На изучение предмета «ОБЖ» выделяется 35 часов в год в 8 классе, 35 часов в год в 9 классе. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: освоение социальных норм поведения, социальных ролей, связанных с необычными, неожиданными и чрезвычайными ситуациями; сформированность социально значимых межличностных отношений, ценностных жизненных установок и нравственных представлений; эмоционально-отрицательная оценка потребительского отношения к окружающей среде, к проявлению асоциального поведения; наличие способности предвидеть результаты своих действий, корректировать те из них, которые могут привести к нежелательным и/или опасным последствиям; устойчивое стремление и готовность к саморазвитию и личностному совершенствованию. Метапредметные результаты 8 класс использовать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) для оценки, интерпретации, обобщения получаемой информации; сопоставлять информацию по одной и той же проблеме, полученную из разных источников (текст, иллюстрация, графическое представление); сравнивать чрезвычайные ситуации, классифицировать их по степени опасности для жизни и здоровья людей; осуществлять поиск информации, необходимой для выбора правильных решений в чрезвычайных ситуациях, связанных с бытом, повседневной школьной жизнью, отдельными природными и техногенными происшествиями; планировать по собственному побуждению свою жизнь и деятельность, ориентируясь на изученные правила поведения в различных ситуациях; контролировать своѐ поведение, проявлять желание и способность предвидеть последствия своих действий и поступков; оценивать неординарные, чрезвычайные ситуации, определять ошибки в действиях их участников, намечать способы их устранения; участвовать в диалоге (высказывать своѐ мнение, терпимо относиться к разным мнениям, объективно оценивать суждения участников); формулировать обобщения и выводы по изученному материалу; составлять обоснованные суждения о правилах поведения в различных чрезвычайных ситуациях; характеризовать понятия (в рамках изученных), пользоваться словарями для уточнения их значения и смысла; характеризовать причины происходящих событий, делать выводы о возможных способах их устранения. 9 класс использовать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) для оценки, интерпретации, обобщения получаемой информации; сопоставлять информацию по одной и той же проблеме, полученную из разных источников (текст, иллюстрация, графическое представление); сравнивать чрезвычайные ситуации, классифицировать их по степени опасности для жизни и здоровья людей; осуществлять поиск информации, необходимой для выбора правильных решений в чрезвычайных ситуациях, связанных с бытом, повседневной школьной жизнью, отдельными природными и техногенными происшествиями; планировать по собственному побуждению свою жизнь и деятельность, ориентируясь на изученные правила поведения в различных ситуациях; контролировать своѐ поведение, проявлять желание и способность предвидеть последствия своих действий и поступков; оценивать неординарные, чрезвычайные ситуации, определять ошибки в действиях их участников, намечать способы их устранения; участвовать в диалоге (высказывать своѐ мнение, терпимо относиться к разным мнениям, объективно оценивать суждения участников); формулировать обобщения и выводы по изученному материалу; составлять обоснованные суждения о правилах поведения в различных чрезвычайных ситуациях; характеризовать понятия (в рамках изученных), пользоваться словарями для уточнения их значения и смысла; характеризовать причины происходящих событий, делать выводы о возможных способах их устранения. Предметные результаты 8 класс умение объяснять смысл основных понятий (в рамках изученного материала); характеризовать государственную политику, связанную с предотвращением различных чрезвычайных ситуаций и борьбой с ними (в рамках изученного материала); раскрывать особенности семьи как социального института; характеризовать факторы благополучных взаимоотношений в семье; выявлять факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека; раскрывать особенности организации безопасного туризма, отдыха, игр и занятий; классифицировать и характеризовать виды чрезвычайных ситуаций, особенности каждого вида; анализировать и оценивать ситуации, связанные с опасностями для здоровья и жизни человека в близком окружении и в масштабах региона; различать чрезвычайные ситуации разного вида (природные, биологические, техногенные, социальные); приводить примеры разных видов чрезвычайных ситуаций; предвидеть возможные последствия своих действий и поведения; проявлять желание противостоять негативным влияниям окружающей социальной среды, коллектива сверстников, взрослых; организовывать режим, двигательную активность, закаливание и др.; проявлять разумную предосторожность в выборе мест для игр, пользовании бытовыми электроприборами; ориентироваться в дорожной обстановке, соблюдать правила дорожного движения; оказывать первую помощь в различных чрезвычайных ситуациях. Обучающиеся научатся: использовать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) для оценки, интерпретации и обобщения получаемой информации; сопоставлять информацию по одной и той же проблеме, полученную из различных источников и в разных видах (текст, иллюстрация, графическое представление); сравнивать чрезвычайные ситуации и классифицировать их по степени опасности для жизни и здоровья людей; осуществлять поиск информации, необходимой для выбора правильных решений в опасных и чрезвычайных ситуациях, связанных с бытом, повседневной школьной жизнью, природными и техногенными происшествиями; участвовать в диалоге (высказывать своѐ мнение, терпимо относиться к разным мнениям, объективно оценивать суждения участников); формулировать обобщения и выводы по изученному материалу; составлять обоснованные суждения о правилах безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях; характеризовать термины и понятия (в рамках изученных), пользоваться энциклопедиями и словарями для уточнения их значения и смысла; характеризовать термины и причины происходящих негативных явлений и событий, делать выводы о возможных способах их предупреждения. Обучающиеся получат возможность научиться: планировать по собственному побуждению свою жизнь и деятельность, ориентируясь на изученные правила безопасного поведения в различных ситуациях; контролировать своѐ поведение, проявлять желание и способности предвидеть последствия своих действий и поступков; оценивать различные опасные и чрезвычайные ситуации, определять ошибки и недостатки в действиях людей, попавших в такие ситуации, искать способы устранения негативных последствий. «Безопасный туризм». Обучающиеся научатся: видам туризма; определять объективные и субъективные трудности туристского похода; правильно собирать групповое снаряжение туристской группы; определять виды опасностей в походе; строить движение по маршруту, график движения; правилам безопасного преодоления естественных препятствий; правилам разведения костра Обучающиеся получат возможность научиться: движению по маршруту, составлению графика движения; различать и самим подавать сигналы бедствия; тесно связывать понятия туризм и экология окружающей среды. организации поиска потерявшегося туриста и его действия в такой ситуации. «Когда человек сам себе враг». Обучающиеся научатся: определять причины приобщения подростков к вредным привычкам; вести диалог и проводить анонимный опрос среди одноклассников; навыкам работы с документами, относящимися к нормативно-правовой базе; оказывать первую помощь при отравлении алкоголем, табаком. Обучающиеся получат возможность научиться: контролировать свое поведение; проявлять желание вести здоровый образ жизни. «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера». Обучающиеся научатся: классифицировать чрезвычайные ситуации; характеризовать их, выявлять особенности; распознавать систему оповещения в чрезвычайных ситуациях; знать общие правила при эвакуации. Обучающиеся получат возможность научиться: оценивать различные опасные и чрезвычайные ситуации, определять ошибки и недостатки в действиях людей, попавших в такие ситуации, искать способы устранения негативных последствий. «Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность РФ». Обучающиеся научатся: давать определения терминам терроризм, экстремизм, национальная безопасность; характеризовать поведение во время взрыва в местах скопления людей, в жилом доме и т.п.; ориентироваться в Законодательстве России о противодействии экстремизму и терроризму. Обучающиеся получат возможность научиться: планировать по собственному побуждению свою жизнь и деятельность, ориентируясь на изученные правила безопасного поведения в различных ситуациях. 9 класс умение объяснять смысл основных понятий (в рамках изученного материала); характеризовать государственную политику, связанную с предотвращением различных чрезвычайных ситуаций и борьбой с ними (в рамках изученного материала); раскрывать особенности семьи как социального института; характеризовать факторы благополучных взаимоотношений в семье; выявлять факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека; раскрывать особенности организации безопасного туризма, отдыха, игр и занятий; классифицировать и характеризовать виды чрезвычайных ситуаций, особенности каждого вида; анализировать и оценивать ситуации, связанные с опасностями для здоровья и жизни человека в близком окружении и в масштабах региона; различать чрезвычайные ситуации разного вида (природные, биологические, техногенные, социальные); приводить примеры разных видов чрезвычайных ситуаций; предвидеть возможные последствия своих действий и поведения; проявлять желание противостоять негативным влияниям окружающей социальной среды, коллектива сверстников, взрослых; организовывать режим, двигательную активность, закаливание и др.; проявлять разумную предосторожность в выборе мест для игр, пользовании бытовыми электроприборами; ориентироваться в дорожной обстановке, соблюдать правила дорожного движения; оказывать первую помощь в различных чрезвычайных ситуациях. Обучающиеся научатся: использовать знания основ безопасности для формирования личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий,способностиихиспользованиявучебной,познавательной и социальной практике; самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; используя дополнительные источники информации, в том числе интернетресурсы, приводить примеры угроз физическому, психическому и социальному здоровью человека; бережно относиться к своему здоровью и весим здоровый образ жизни; основам медицинских знаний, необходимых в повседневной жизни; анализировать информацию на этикетках продуктов питания и одежды; определять показатели психического здоровья и нездоровья; объяснять понятия: социальное здоровье, информационная безопасность; называть социальные (общественные) институты и организации, участвующие в охране жизни и здоровья граждан; правилам пожарной безопасности и мерам безопасности при пользовании пиротехникой. Обучающиеся получат возможность научиться: анализировать текст и иллюстрации учебника, подвергать критическому анализу имеющуюся информацию; практическому использованию приобретенных коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля для подготовкикосознанномувыборудальнейшего,профильногообразованияипрофессио нальнойдеятельности; составлять рацион здорового и полезного питания; правилам работы с компьютером; правилам личной гигиены; избегать опасности, подстерегающие в повседневной жизни и в природе; безопасному поведению на дорогах. «Введение. Основы безопасности жизнедеятельности. Это нужно знать». Обучающиеся научатся: различать виды опасностей; определять основные цели и задачи изучаемого предмета. Обучающиеся получат возможность научиться: сравнивать ценность здоровья человека в различные исторические периоды; вести себя безопасно в окружающей среде в различных жизненных ситуациях. «Здоровый образ жизни. Что это?» Обучающиеся научатся: различать физическое, психическое, эмоциональное здоровье человека; определять внешние признаки здорового человека; определять факторы, влияющие на здоровье человека как положительно, так и отрицательно; называть социальные (общественные) институты и организации, участвующие в охране жизни и здоровья граждан. Обучающиеся получат возможность научиться: осознанно и добровольно принять нравственные ценности общества и их добровольное и добросовестное исполнение как критерий социального здоровья. «Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни». Обучающиеся научатся: правилам поведения во время чрезвычайных ситуаций; правилам первой медицинской помощи при переломах, электротравмах. Обучающиеся получат возможность научиться: правилам пользования электроприборами; способности предвидеть последствия своего поведения, умение справиться с эмоциями при выборе занятий и развлечений. «Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе». Обучающиеся научатся: самостоятельномупланированиюиосуществлениюучебнойдеятельностииорганизац ии учебногосотрудничестваспедагогамиисверстниками; анализировать иллюстрации, материал учебника; составлять паспорт растения; подготовка сообщения о животных леса, их повадках, которые необходимо знать для защиты своей жизни. Обучающиеся получат возможность научиться: различать полезные и ядовитые растения; избегать опасности, подстерегающие в повседневной жизни и в природе; участвовать в проектной и исследовательской деятельности. «Современный транспорт и безопасность». Обучающиеся научатся: определять виды транспорта; различать экологически безопасный автомобильный транспорт, альтернативный транспорт; выяснять причины и последствия дорожно-транспортных происшествий; правилам поведения велосипедистов и других участников дорожного движения; определять знаки дорожного движения для велосипедистов; оказывать первую помощь при кровотечении. Обучающиеся получат возможность научиться: осознать, что нарушение правил дорожного движения — основная причина возникновения опасных ситуаций; правильно выбирать правила поведения в дорожно-транспортных происшествиях; правилам безопасного поведения во время пожаров, ДТП; азам оказания первой медицинской помощи.