Думай. Считай

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «Думай. Считай. Решай»
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
 развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий
проблемного и эвристического характера;
 развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
 воспитание чувства справедливости, ответственности;
 развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты



































Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного
задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;
использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми
головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и
аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном
действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать
критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и
искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или
в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,
указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в
исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с
заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.)
и из развёрток.
 Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.




В результате освоения программы факультативного курса «Думай. Считай. Решай»
формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям
ФГОС НОО:

Регулятивные УУД:

 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
 учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:
 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
 слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему
(заголовок), ключевые слова;
 выразительно читать и пересказывать текст;
 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения оценки и самооценки и следовать им;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса «Думай. Считай. Решай.» направлено на воспитание интереса к
предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать,
догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание
может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений,
которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется
не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической
ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить
самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию
сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать
изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать

выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить
ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Содержание курса отвечает требованию к организации факультативного курса
«Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач
и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и
любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор
воображению.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а
также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета –
математика. Занятия
должны содействовать развитию у детей математического образа
мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению
математической терминологии и т.д.
№
1.
2.
3.

Разделы

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ
1 год
2 год
3 год
обучения
обучения
обучения

Числа. Арифметические
действия. Величины
Мир занимательных задач
Геометрическая мозаика
Итого

4 год
обучения

14

12

14

10

6
13
33

10
12
34

14
8
34

18
6
34

1 КЛАСС
Основные задачи: формировать умения ориентироваться в пространственных понятиях
«влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т.д., проводить задания по заданному алгоритму,
составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь
анализировать ход решения задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Думай. Считай. Решай»
1 КЛАСС
№ Наименование раздела
Содержание раздела
Названия и последовательность чисел от 1 до 20.
1 Числа. Арифметические
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов,
действия. Величины.
содержащих числа.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с
2 Мир занимательных
недостаточными, некорректными данными, с избыточным
задач.
составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм)

3

№
1

Геометрическая мозаика.

решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений.
Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи,
выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел
(величин).
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо»,
«вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала
движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление
движения. Проведение линии по заданному маршруту
(алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку).
Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Тема

Математика — это интересно. Математика - царица наук.
2
Танграм: древняя китайская головоломка
3
Путешествие точки.
4
Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор.
5
Танграм: древняя китайская головоломка
6
Волшебная линейка
7
Праздник числа 10
8
Конструирование многоугольников из деталей танграма
9
Игра-соревнование «Весёлый счёт»
Игры с кубиками
10
11-12
Конструкторы
13
Весёлая геометрия
14
Математические игры
15-16
«Спичечный» конструктор
17
Задачи-смекалки
18
Прятки с фигурами
19
Математические игры
20
Числовые головоломки
21-22
Математическая карусель
23
Уголки
24
Игра в магазин. Монеты
25
Конструирование фигур из деталей танграма
26
Игры с кубиками
27
Математическое путешествие
28
Математические игры
29
Секреты задач
30
Математическая карусель
31
Числовые головоломки
32
Математические игры
33
КВН
Итого: 33 ч

Кол-во часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№
1

2

3

4
5

6
7
8

9

10
1112
13
14
1516
17

18
19

20
2122

Дата

Тема
Математика —
это интересно.

Содержание занятия
Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха»
перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо»
на игровом поле 3х3 клетки).
Танграм: древняя Составление картинки с заданным разбиением на части; с
частично заданным разбиением на части; без заданного
китайская
разбиения. Проверка выполненной работы.
головоломка.
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с
Путешествие
заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму).
точки.
Проверка работы. Построение собственного рисунка и
описание его «шагов».
Построение конструкции по заданному образцу. Взаимный
"Спичечный"
контроль.
конструктор.
Составление картинки с заданным разбиением на части; с
Танграм: древняя
частично заданным разбиением на части; без заданного
китайская
разбиения. Составление картинки, представленной в
головоломка.
уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
Шкала линейки. Сведения из истории математики: история
Волшебная
возникновения линейки.
линейка
Праздник числа 10 Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число».
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
Составление многоугольников с заданным разбиением на
Конструирование
части; с частично заданным разбиением на части; без
многоугольников
заданного разбиения. Составление многоугольников,
из деталей
представленных в уменьшенном масштабе. Проверка
танграма
выполненной работы.
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20).
ИграЧисла от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку,
соревнование
а разбросаны по всей таблице.
«Веселый счёт»
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших
Игры с кубиками.
кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.
Знакомство с деталями конструктора, схемамиКонструкторы
инструкциями и алгоритмами построения конструкций.
Выполнение постройки по собственно- му замыслу.
Весёлая геометрия Решение задач, формирующих геометрическую
наблюдательность.
Построение «математических» пирамид: «Сложение в
Математические
пределах 10»;«Вычитание в пределах 10».
игры.
Построение конструкции по заданному образцу.
«Спичечный»
Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с
конструктор
условием. Проверка выполненной работы.
Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие
Задачи-смекалки.
несколько способов решения. Решение разных видов задач.
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее
эффективных способов решения.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Прятки с
Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».
фигурами
Построение «математических» пирамид: «Сложение в
Математические
пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в
игры
пределах 10»; «Вычитание в пределах 20». Моделирование
действий сложения и вычитания с помощью предметов.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Числовые
Заполнение числового кроссворда (судоку).
головоломки
Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы»,
Математическая
«Математические головоломки», «Занимательные задачи».
карусель.

23

Уголки

24

Игра в магазин.
Монеты.

25

Конструирование
фигур из деталей
танграма.

26

Игры с кубиками

27

Математическое
путешествие.

28

Математические
игры

29

Секреты задач

30

Математическая
карусель
Числовые
головоломки.
Математические
игры.

31
32

КВН

33
Итого: 33 ч

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по
собственному замыслу.
Сложение и вычитание в пределах 20. Моделирование
приема выполнения действия сложения с переходом через
десяток в пределах 20.
Составление фигур с заданным разбиением на части; с
частично заданным разбиением на части; без заданного
разбиения. Составление фигур, представленных в
уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек
на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два
кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а
на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Выполнение
заданий по образцу, использование метода от обратного.
Взаимный контроль.
Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах.
1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2,
третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к
четырём раундам записываются в таблицу.
1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11
2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д.
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с
зонтиками». Решение простые задач, представленных в
одной цепочке. Построение узора по клеточкам по заданному
алгоритму; с применением знаний в измененных условиях.
Решение задач разными способами. Решение нестандартных
задач.
Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы.
Математические головоломки. Занимательные задачи.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку).
Построение «математических» пирамид: «Сложение в
пределах 20»; «Вычитание в пределах 20».
Проведение математического КВНа. Подведение итогов.
Награждение участников.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Думай. Считай. Решай.»
2 КЛАСС
№ Наименование раздела
Содержание раздела
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица
1 Числа. Арифметические
умножения однозначных чисел и соответствующие случаи
действия. Величины.
деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками
действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др.
2

Мир занимательных
задач.

Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте
задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные
вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание.
Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные
задачи.

Геометрическая мозаика.

3

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия.
Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции
(треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной
фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей
в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск
нескольких возможных вариантов решения. Составление и
зарисовка фигур по собственному замыслу.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Тема

№
1

Кол-во часов
1

«Удивительная снежинка»
2
Крестики-нолики
3
Математические игры
4
Прятки с фигурами
5
Секреты задач
6-7
«Спичечный» конструктор
8
Геометрический калейдоскоп
9
Числовые головоломки
10
«Шаг в будущее»
11
Геометрия вокруг нас
12
Путешествие точки
13
«Шаг в будущее»
14
Тайны окружности
15
Математическое путешествие
16-17
«Новогодний серпантин»
18
Математические игры
19
«Часы нас будят по утрам…»
20
Геометрический калейдоскоп
21
Головоломки
22
Секреты задач
23
«Что скрывает сорока?»
24
Интеллектуальная разминка
25
Дважды два — четыре
26-27
Дважды два — четыре
28
В царстве смекалки
29
Интеллектуальная разминка
30
Составь квадрат
31-32
Мир занимательных задач
33
Математические фокусы
34
Математическая эстафета
Итого: 34 ч

1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№

Дата

Тема

2 КЛАСС

Содержание занятия

1

«Удивительная
снежинка»

2

Крестики-нолики

3

Математические
игры

4

Прятки с
фигурами

5

Секреты задач

6-7

«Спичечный»
конструктор

8

Геометрический
калейдоскоп

9

Числовые
головоломки
«Шаг в будущее»

10
11
12

Геометрия вокруг
нас
Путешествие
точки

13

«Шаг в будущее»

14

Тайны
окружности

15

Математическое
путешествие

1617

«Новогодний
серпантин»

18

Математические
игры

19

«Часы нас будят
по утрам…»
Геометрический

20

Загадки о геометрических инструментах. Практическая
работа с линейкой. Геометрические узоры. Симметрия.
Закономерности в узорах. Работа с таблицей
«Геометрические узоры. Симметрия»
Игра «Крестики-нолики». Игры «Волшебная
палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в
пределах 20).
Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение
математических пирамид: «Сложение и вычитание в
пределах 20 (с переходом через разряд)».
Поиск заданных фигур в фигурах сложной
конфигурации. Решение задач на деление заданной
фигуры на равные части.
Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи
в стихах.
Построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек (палочек) в
соответствии с условиями. Проверка выполненной
работы.
Конструирование многоугольников из заданных
элементов. Танграм. Составление картинки без
разбиения на части и представленной в уменьшенном
масштабе.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку).
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья
сумма больше?».
Решение задач, формирующих геометрическую
наблюдательность.
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в
соответствии с заданной последовательностью шагов (по
алгоритму). Проверка работы. Построение собственного
рисунка и описание его шагов.
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья
сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.
Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание
(нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по
образцу, по собственному замыслу).
Вычисления в группах. Первый ученик из числа
вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий —
вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы к
пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 – 14 = 20 20
38 – 16 = 22 22 + 15 = 37
+ 18 = 38
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные математические игры (работа на
компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
Построение математических пирамид: «Сложение в
пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с
палитрой — основой с цветными фишками и комплектом
заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до
100».
Определение времени по часам с точностью до часа.
Часовой циферблат с подвижными стрелками.
Задания на разрезание и составление фигур.

21

калейдоскоп
Головоломки

22

Секреты задач

23

«Что скрывает
сорока?»
Интеллектуальна
я разминка

24

25

Дважды два —
четыре

2627

Дважды два —
четыре

28

В царстве
смекалки
Интеллектуальна
я разминка

29

30

Составь квадрат

3132

Мир
занимательных
задач

33

Математические
фокусы
Математическая
эстафета

34
Итого: 34 ч

Расшифровка закодированных слов. Восстановление
примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить,
перевернув карточку.
Задачи с лишними или недостающими либо
некорректными данными. Нестандартные задачи.
Решение и составление ребусов, содержащих числа:
ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные математические игры (работа на
компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
Таблица умножения однозначных чисел. Игра
«Говорящая таблица умножения»1. Игра
«Математическое домино». Математические пирамиды:
«Умножение», «Деление». Математический набор
«Карточки- считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной
стороне — задание, на другой — ответ.
Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись
результатов умножения чисел (числа точек) на верхних
гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра
«Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и
деление чисел» .
Сбор информации и выпуск математической газеты
(работа в группах).
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные математические игры (работа на
компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление
прямоугольников (квадратов) из заданных частей.
Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные
задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные
решения. Обратные задачи и задания. Задача «О волке,
козе и капусте».
Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое,
уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).
Решение олимпиадных задач (подготовка к
международному конкурсу «Кенгуру»).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Думай. Считай. Решай.»
3 КЛАСС
№ Наименование раздела
Содержание раздела
Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск
1 Числа. Арифметические
цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение
действия. Величины.
арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах
1000.
2

Мир занимательных
задач.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание.
Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные
задачи. Использование знаково- символических средств для

моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и
задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том
числе неверных.
Геометрическая мозаика.

3

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на
равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах
сложной конфигурации. Решение задач, формирующих
геометрическую наблюдательность. Распознавание
(нахождение) окружности на орнаменте. Составление
вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по
образцу, по собственному замыслу).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1

3 КЛАСС
Тема

Интеллектуальная разминка
2
«Числовой» конструктор
3
Геометрия вокруг нас
4
Волшебные переливания
5-6
В царстве смекалки
7
«Шаг в будущее»
8-9
«Спичечный» конструктор
10
Числовые головоломки
11-12
Интеллектуальная разминка
13
Математические фокусы
14
Математические игры
15
Секреты чисел
16
Математическая копилка
17
Математическое путешествие
18
Выбери маршрут
19
Числовые головоломки
20-21
В царстве смекалки
22
Мир занимательных задач
23
Геометрический калейдоскоп
24
Интеллектуальная разминка
25
Разверни листок
26-27
От секунды до столетия
28
Числовые головоломки
29
Конкурс смекалки
30
Это было в старину
31
Математические фокусы
32-33
Энциклопедия математических развлечений
34
Математический лабиринт
Итого: 34 ч

Кол-во часов

1
1
1
1
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
1
2

Дата

Тема
Интеллектуальная
разминка
«Числовой»
конструктор

3 КЛАСС
Содержание занятий
Решение олимпиадных задач международного
конкурса «Кенгуру».
Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с
помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2,
3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200,
300, 400, … , 900.
Конструирование многоугольников из одинаковых
треугольников.

3

Геометрия вокруг
нас

4

Задачи на переливание.

5-6

Волшебные
переливания
В царстве смекалки

7

«Шаг в будущее»

8-9

«Спичечный»
конструктор

10

Числовые
головоломки
Интеллектуальная
разминка

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске»,
«Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник»,
«Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и
др. из электронного учебного пособия «Математика
и конструирование».
Построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с
условием. Проверка выполненной работы.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку).
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные математические игры (работа на
компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
Порядок выполнения действий в числовых
выражениях (без скобок, со скобками). Соедините
числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в
ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.
Построение математических пирамид: «Сложение в
пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000»,
«Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная
палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма
больше?», «Гонки
с зонтиками» (по выбору учащихся).
Числовой палиндром — число, которое читается
одинаково слева направо и справа налево. Числовые
головоломки: запись числа 24 (30) тремя
одинаковыми цифрами.
Составление сборника числового материала, взятого
из жизни (газеты, детские журналы), для составления
задач.
Вычисления в группах: первый ученик из числа
вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий —
вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150.
Решения и ответы к пяти раундам записываются.
Взаимный контроль.
1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160

1112
13

Математические
фокусы

14

Математические
игры

15

Секреты чисел

16

Математическая
копилка

17

Математическое
путешествие

Решение нестандартных задач (на «отношения»).
Сбор информации и выпуск математической газеты
(работа в группах).

18

Выбери маршрут

19

Числовые
головоломки
В царстве смекалки

2021

= 520 520 + 150= 670
Единица длины километр. Составление карты
путешествия: на определённом транспорте по
выбранному маршруту, например «Золотое кольцо»
России, города-герои и др.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку).
Сбор информации и выпуск математической газеты
(работа в группах).

22

Мир занимательных
задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи
с недостающими данными, с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство: найти цифровое
значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ =
ГРЕМИ и др.

23

Геометрический
калейдоскоп

24

Интеллектуальная
разминка

25

Разверни листок

2627

От секунды до
столетия

28
29

Числовые
головоломки
Конкурс смекалки

Конструирование многоугольников из заданных
элементов. Конструирование из деталей танграма:
без разбиения изображения на части; заданного в
уменьшенном масштабе.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные математические игры (работа на
компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
Задачи и задания на развитие пространственных
представлений.
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки,
неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена
одной минуты. Что происходит за одну минуту в
городе (стране, мире). Сбор информации. Что
успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за
день, за сутки? Составление различных задач,
используя данные о возрасте своих
родственников.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (какуро).
Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

30

Это было в старину

31

Математические
фокусы

3233

Энциклопедия
математических
развлечений
Математический
лабиринт

34
Итого: 34 ч

Старинные русские меры длины и массы: пядь,
аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение
старинных задач.
Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»
Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа
на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в
записи решения.
Составление сборника занимательных заданий.
Использование разных источников информации
(детские познавательные журналы, книги и др.).
Итоговое занятие — открытый интеллектуальный
марафон. Подготовка к международному конкурсу
«Кенгуру».

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Думай. Считай. Решай»
4 КЛАСС
№ Наименование раздела
Содержание
Числа
от
1
до
1000.
Сложение
и вычитание чисел в пределах
1 Числа. Арифметические
1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром:

действия. Величины.

2

Мир занимательных
задач.

3

Геометрическая мозаика.

число, которое читается одинаково слева направо и справа
налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в
таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные
задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени.
Масса. Единицы массы. Литр.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных
решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое
значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и
др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса
«Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор
наиболее эффективных способов решения.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из
развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма
треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр,
параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида,
пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС - 34 часа

№

Тема

1

Интеллектуальная разминка
Числа-великаны
Мир занимательных задач
Кто что увидит?
Римские цифры
Числовые головоломки
Секреты задач
В царстве смекалки
Математический марафон
«Спичечный» конструктор
Выбери маршрут
Интеллектуальная разминка
Математические фокусы
Занимательное моделирование
Математическая копилка
Какие слова спрятаны в таблице?
«Математика — наш друг!»
Решай, отгадывай, считай
В царстве смекалки
Числовые головоломки
Мир занимательных задач
Математические фокусы
Интеллектуальная разминка
Блиц-турнир по решению задач
Математическая копилка
Геометрические фигуры вокруг нас
Математический лабиринт
Математический праздник

2
3
4
5
6
7
8
9
10-11
12
13
14
15-17
18
19
20
21
22-23
24
25-26
27
28-29
30
31
32
33
34
Итого: 34 ч

Кол--во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
3
1
1
1
1
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
1
2
3

Дата

Тема
Интеллектуальная
разминка
Числа-великаны
Мир
занимательных
задач

4

Кто что увидит?

5
6

Римские цифры
Числовые
головоломки
Секреты задач

7

4 КЛАСС
Содержание занятий

Решение олимпиадных задач международного конкурса
«Кенгуру».
Как велик миллион? Что такое гугол?
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия.
Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
Задачи и задания на развитие пространственных
представлений.
Занимательные задания с римскими цифрами.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,
«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в
группах)
Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

1011

В царстве
смекалки
Математический
марафон
«Спичечный»
конструктор

12

Выбери маршрут

13

Интеллектуальная
разминка

14

Математические
фокусы

1517

Занимательное
моделирование

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Набор «Геометрические тела». Моделирование из
проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток:
цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб,
конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр,
параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида,
пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

18

Математическая
копилка
Какие слова
спрятаны в
таблице?
«Математика —
наш друг!»

Составление сборника числового материала, взятого из
жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

Решай, отгадывай,
считай

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками
действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40,

8
9

19

20

21

Построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с
условиями. Проверка выполненной работы.
Единица длины километр. Составление карты путешествия:
на определённом транспорте по выбранному маршруту.
Определяем расстояния между городами и сёлами.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные математические игры (работа на компьютере),
математические головоломки, занимательные задачи.
«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить
несколько последовательных чисел натурального ряда?
Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

Задачи, решаемые перебором различных вариантов.
«Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и
ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых
решений, в том числе неверных.

50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно
считать за одно число. Там, где необходимо, можно
использовать скобки.
2223

В царстве
смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в
группах).

24

Числовые
головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

2526

Мир
занимательных
задач

Задачи со многими возможными решениями. Запись
решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными,
с избыточным составом условия. Задачи на доказательство:
найти цифровое значение букв в условной записи.

27

Математические
фокусы
Интеллектуальная
разминка

2829

Блиц-турнир по
решению задач
Математическая
копилка
Геометрические
фигуры вокруг нас

30
31
32

33
34
Итого: 34 ч

Математический
лабиринт
Математический
праздник

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное
число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные математические игры (работа на компьютере),
математические головоломки, занимательные задачи.
Решение логических, нестандартных задач. Решение задач,
имеющих несколько решений.
Математика в спорте. Создание сборника числового
материала для составления задач
части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует)
геометрическую фигуру?
Интеллектуальный марафон. Подготовка к
международному конкурсу «Кенгуру».
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки.
Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(42443) 94-3-10

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».