Рабочая программа курса внеурочной деятельности Художественное слово

Планируемые результаты по курсу внеурочной деятельности
«Художественное слово»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения
установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
Личностными результатами изучения курса «Художественное слово в 5-7-ых классах»
является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их полноты, уместности в
данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении
(правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной
деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток
информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной
деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса в 5-7-ых классах является формирование
следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к
маленьким текстам;
- различать типы текстов;
- делить тексты на части;
- оценивать художественные достоинства литературных произведений;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как
важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков,
опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте.
Содержание программы
Речевой аппарат. Культура речи. Бытовая речь и ее недостатки. Исполнительные средства
выразительности. Артикуляция, динамизм, пауза. Источники средства выразительности
речи. Речь монологическая и диалогическая. Деление текста на логические части.
Рассказывание, как один из видов декламации. Рассказывание народных сказок.
Логика речи. Значение орфоэпии для культуры речи. Интонация в тексте.
Характерные особенности стихотворной речи.
Понятия "ритм", "рифма", "музыкальная организованность.
Интонационно-мелодические типы исполнения стихотворений.

Юмореска – один из жанров художественного слова.
Интонирование басни. Характерные особенности при рассказывании басни:
изохронность, удлинение межстиховых пауз.
Технология реализации образовательной программы.
Для достижения поставленных целей и задач необходимо использовать различные формы
и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.
Основным предметом изучения и овладения на занятиях курса является выразительность
чтения текстов.
Знакомство с устной речью естественно начать с рассмотрения речевого аппарата и
работы над ним. Эта работа включает в себя дыхательную гимнастику, работу над
дикцией.
Одним из этапов работы является логический анализ текста и расстановка логических
ударений. Одновременно проводятся упражнения над интонацией.
Знакомство со сценической грамотой, с основами искусства актѐра помогает
возникновению творческого процесса, развивает общие художественные специальные
способности.
Важным приѐмом является личный пример. Учитель влияет на воспитанников прежде
всего своим примером. Его речь должна быть ясной, чѐткой и выразительной. Недаром
А.С.Макаренко считал речь основным элементом педагогической техники.
На занятиях курса должна быть создана атмосфера доброжелательной критики.
Постоянный анализ, обсуждение итогов помогает добиться желаемого результата.

Тематическое планирование
5 класс
№

Тема
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Поговорим о речи
Без слов нет речи. Л.Яхнина «Красные ягоды»
Знакомство с тремя группами слов: названиями, указателями,
помощниками.
Какие бывают языки. Зачем нужны помощники?
Речь монологическая и диалогическая
Преобразование монологической и диалогической речи
Мимика и жесты. Сценки без слов.
Говорить и слушать. Рассказывание народных сказок.
Сказка "Как старуха нашла лапоть»
Почему мы так говорим? Из истории возникновения слов.
Логика речи. Установление связей в тексте.
Чтение сказки "Марья Моревна".
Характерные особенности стихотворной речи. Понятия
"ритм", "рифма", "музыкальная организованность.
Характерные особенности стихотворной речи. Проба пера
Пословицы и поговорки – мудрость народа. «Путешествие в мир
пословиц и поговорок»
«Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки» Книги
Л.Н.Толстого - детям.
Выражаем эмоции при помощи слов и мимики «Тайны зеленой

количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

,дата

шкатулки»
16. Что за чудо эти сказки! «Как человек птичкам песню вернул»
(эскимосская сказка)
17. О дружбе и взаимовыручке. «Как собака себе товарища искала»
(чукотская сказка)
18. Волшебная сила слова: слово веселит, огорчает, утешает.
19. Ю.Мориц «Хохотальная путаница»
20. Метафоры, сравнительные обороты
21. Метафоры, сравнительные обороты. Поиск в тексте
22. Интонация в тексте. Работа над сказкой "Про Емелю-дурака".
Выбор интонации
23. Работа над сказкой "Про Емелю-дурака". Чтение по ролям
24. Работа над сказкой "Про Емелю-дурака". Диалоги героев.
25. Практическая фонетика. Скороговорки. Считалки.
26. Работа над миниатюрой "Что такое хорошо, и что такое
плохо". Работа в группах.
27. Деление текста на логические части
28. Деление текста на логические части. Оглавление
29. И.А.Крылов – мастер басни. Интонирование басни
30. И.А.Крылов – мастер басни. Интонирование басни
31. Характерные особенности при рассказывании басни:
изохронность, удлинение межстиховых пауз.
32. Развитие речи. Составляем рассказ по серии картинок
33. Развитие речи. Составляем рассказ по серии картинок
34. Итоговое занятие. Чему мы научились за год.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6 класс
№

Тема

1
2

Речевой аппарат. Культура речи. Бытовая речь и её недостатки.
Исполнительные средства выразительности. Артикуляция,
динамизм, пауза. Источники средства выразительности речи.

3

Речь монологическая и диалогическая. Деление текста на
логические части.
Рассказывание, как один из видов декламации. Рассказывание
народных сказок.
Сказка «Журавль и лисица»
Логика речи.
Чтение сказки " Царевна-лягушка".
Чтение по ролям сказки " Царевна-лягушка".
Чтение и пересказ сказки " Царевна-лягушка".
Отработка отдельных сцен сказки.
Отработка отдельных сцен сказки.
Значение орфоэпии для культуры речи. Интонация в тексте.
Работа над сказкой "Конёк-горбунок"
Индивидуальное исполнительское мастерство. Пересказ сцен
сказки.
Выступление перед одноклассниками.

4

5
6
7
8
9
10
11
12
13

количество
дата
часов
1
5 сент.
1
12 сент.

1

19 сент.

1

26 сент.

1

3 окт.

1
1
1
1
1
1
1

10 окт.
17 окт.
24 окт.
7 нояб.
14 нояб.
21 нояб.
28 нояб.

1

5 дек.

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Характерные особенности стихотворной речи. Понятия
"ритм","рифма", музыкальная организованность.
Интонационно-мелодические типы исполнения стихотворений.
Упражнения дыхания и голосоведения в связи с чтением стихов.
Практическая фонетика.
Работа со стихотворением А. Барто: «Верёвочка»
Выразительное чтение стихотворений А. Барто.
Юмореска – один из жанров художественного слова.
Работа над миниатюрами "Хорошо, да худо", "Разговор".
Отработка отдельных сцен.
Выступление перед одноклассниками.
О добре. «Сирота и волки» - чукотская народная сказка.
«Смелый сирота из Мечигмена» - чукотское предание о смелом
характере.
И.А.Крылов – мастер басни. Интонирование басни. характерные
особенности при рассказывании басни: изохронность, удлинение
межстиховых пауз. «Стрекоза и муравей»
Работа над выразительным чтением басен Крылова.
Работа над выразительным чтением басен Крылова.
Деление текста на логические части
Деление текста на логические части. Оглавление
Выступление перед одноклассниками.
РР Характерные особенности стихотворной речи. Проба пера
Устное народное творчество: пословицы и поговорки.
Работа со скороговорками.
Выступление перед одноклассниками.
Итоговое занятие.

1

12 дек.

1
1
1

19 дек.
26 дек.
14 янв.
1

21 янв.
28 янв.

1

4 февр.

1
1

11 февр.
18 февр.
25 февр.

1

3 марта

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10 марта
17 марта
7 апр.
14 апр.
21 апр.
28 апр.
12 мая
19 мая
26 мая
-

1

1

7 класс
1

Введение. «Художественное слово: стихи и проза»

2
3

Веселые стихи: Д.Хармс, Э.Мошковская, С.Маршак, Л.Кэрролл,
Лингвистические сказки Л.Петрушевской.
Чтение скороговорок, чистоговорок

4

Детский фольклор: скороговорки, чистоговорки, потешки.

5

«Душа народа русского» Русские песни.

6

«Душа народа русского» Русские песни.

7

«Богатырская наша сила» Русские былины.

8

«Богатырская наша сила» Русские былины.

9

«Сказка - ложь, да в ней намек…»

10

«У лукоморья…»

11

Сказки А.С.Пушкина

12

Стихотворения А.С.Пушкина. «Няне»

13

Стихотворения А.С.Пушкина о природе. «В тот год осенняя

количество
часов

дата

погода…..»
14
15

Стихи о природе русских поэтов А.Фет, Ф.Тютчев, А.Майков
Стихи о природе русских поэтов Е.Баратынский, Я.Полонский

16

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений.

17

Развитие речи. Составление отзыва.

18

«Уж сколько раз твердили миру..!» Басни И.А.Крылова

19

«Уж сколько раз твердили миру..!» Басни И.А.Крылова

20

Инсценирование басен Крылова

21

Инсценирование басен Крылова

22

«Современные писатели - детям» В. Медведев. «Баранкин, будь
человеком!»
Саша Черный. «Дневник Фокса Микки».
Рассказы М.Москвиной («Моя собака любит джаз») и Ю.Коваля
(«Картофельная собака»)
В.Драгунский, «Денискины Рассказы» («Сестра моя Ксения», «Что я
люблю», «….И чего не люблю», «Где это видано, где это слыхано!»)
Рассказы И.Пивоваровой

23
24
25
26

29
30
31
32

«Люблю природу русскую!» Стихи о русской природе поэтов 20
века.
«Поэты родной земли» Литературная гостиная , посвященная
творчеству А.Дементьева
Лирика Е.Евтушенко
Стихи поэтов-фронтовиков о Великой Отечественной войне
Стихи поэтов-фронтовиков о Великой Отечественной войне
Конкурс чтецов «Сороковые, роковые!»

33
34

Конкурс чтецов
Итоговое занятие

27
28

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(42443) 94-3-10

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».